Минфин России смягчил условия выплаты дивидендов лицам недружественных стран
Разрешение на выплату дивидендов лицам недружественных стран будет приниматься без соблюдения ранее установленных условий, если:
- иностранный кредитор осуществил после 1 апреля 2023 года инвестиции в российскую экономику, включая расширение объема производства в РФ, развитие новых технологий;
- сумма выплачиваемых дивидендов не превышает объем таких инвестиций.
Напомним, ранее установленные условия получения разрешения на выплату дивидендов включают:
- ограничение по сумме ― размер выплачиваемой прибыли составляет не более 50% от размера чистой прибыли за предыдущий год;
- учет результатов ретроспективного анализа выплаты дивидендов за прошлые периоды;
- готовность участников/акционеров, являющихся иностранными кредиторами, продолжать коммерческую деятельность на территории РФ;
- учет позиций отраслевого министерства об оценке значимости деятельности организации и влияния ее деятельности на технологический/производственный суверенитет и социально-экономическое развитие РФ;
- исполнение обязательств по выполнению ключевых показателей эффективности, подтвержденное отраслевым министерством;
- выплату дивидендов на квартальной основе при условии выполнения установленных ключевых показателей эффективности.
Таким образом, если будут выполнены требования к инвестициям, то разрешение будет выдаваться без соблюдения этих общих требований.
Тем не менее хотели бы отметить следующие нюансы:
- разрешение на выплату дивидендов все равно придется получать;
- скорее всего, для неприменения общих условий необходимо будет предоставить в Правительственную комиссию информацию об объеме инвестиций иностранного кредитора в российскую экономику;
- обращаем внимание, что речь идет именно об инвестициях иностранного кредитора, включая расширение производства в России, развитие новых технологий ― на данный момент не вполне понятно, что под этим будет пониматься, например, будут ли засчитываться в эту сумму инвестиции в расширение производства, осуществленные на уровне российской дочерней компании иностранного кредитора;
- речь идет о вложении иностранного кредитора в российскую экономику, а не непосредственно в российскую дочернюю компанию, которая планирует выплачивать дивиденды;
- максимальная сумма дивидендов, которую можно выплатить по упрощенной процедуре, ограничена размером инвестиций.
Если «инвестиционные» требования не выполняются, то разрешение придется получать в обычном порядке.
Власти раскрыли подробности планируемого обмена замороженными активами, ЕС диалоги о таком обмене отрицает
Недавно мы писали о том, что ЦБ РФ и Правительство РФ готовят схему обмена замороженными активами с недружественными странами.
На днях стали известны некоторые подробности.
Заинтересованным иностранным инвесторам будет предоставлена возможность приобрести у российских инвесторов соответствующие «заблокированные» иностранные ценные бумаги за счет денежных средств, находящихся на счетах типа «С».
ЦБ РФ пояснил, что участие в обмене планируется как добровольное.
В то же время ЕС никаких переговоров с Россией по обмену замороженными активами не ведет ― об этом сообщило издание Financial Times со ссылкой на четырех чиновников ЕС.
Источник: «РБК»
Минюст России поддержал введение оборотных штрафов за утечки персональных данных
Ведомство подготовило отзыв на законопроект о введении оборотных штрафов за утечку персональных данных.
В целом законопроект поддерживается, однако требуется его доработка.
Минюст России считает, что в документе нужно предусмотреть возможность добровольной компенсации операторами персональных данных предполагаемого вреда и учитывать это как смягчающее обстоятельство.
Также министерство предлагает авторам инициативы дополнительно обосновать предлагаемый размер штрафов и дифференцировать ответственность за утечку в зависимости от характера правонарушения и степени вреда.
Помимо этого, предлагается разграничить ответственность для организаций и для ИП.
Напомним, что ранее с критикой законопроекта выступили представители бизнеса.
Власти рассчитывают привлечь в программу долгосрочных сбережений 300 млрд руб.
Напомним, недавно был принят закон о запуске программы долгосрочных сбережений.
Их можно будет формировать за счет личных средств, а также пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии.
Участие в системе долгосрочных сбережений будет добровольным.
Накопленные средства можно будет использовать на получение дополнительного периодического дохода после 15 лет участия в программе или при достижении определенного возраста, а также на оплату дорогостоящих видов лечения и образования детей.
Минфин России рассчитывает на участие 2 млн человек в программе долгосрочных сбережений.
Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что программа позволит привлечь 300 млрд руб. дополнительных ресурсов.
По его мнению, программа будет интересна гражданам благодаря софинансированию сбережений со стороны государства, а с другой ― налоговыми преференциями.
Она предусматривает софинансирование взносов до 36 тыс. руб. в год, налоговый вычет до 52 тыс. руб. ежегодно при уплате взносов до 400 тыс. руб., а также страхование внесенных государством средств на сумму 2,8 млн руб.
АС г. Санкт-Петербурга: образование постоянного представительства с применением концепции зависимого агента
Общество (РусКо) осуществляло деятельность агента по сбору платежей.
В рамках этой деятельности проводились следующие операции:
- взаимозависимая шведская компания (ШведКо) приобретала портфели задолженности у российских банков и микрофинансовых организаций, действуя через свою дочернюю кипрскую компанию (КипрКо);
- в свою очередь РусКо оказывала КипрКо агентские услуги по взысканию просроченной задолженности во внесудебном и судебном порядке.
В рамках проверки были установлены факты, свидетельствующие о наличии между РусКо и ШведКо отношений, не характерных для независимых агентских отношений:
- агентские договоры не предполагали действий РусКо, связанных с приобретением задолженности, при этом у сотрудников РусКо были доверенности на представление интересов КипрКо в РФ;
- КипрКо имела признаки номинальной компании (не было сотрудников, транзитный характер расчетов, финансирование покупки просроченной задолженности осуществлялось за счет ШведКо, печати КипрКо хранились в офисе РусКо) ― фактически все сделки заключались в интересах ШведКо;
- включение КипрКо в бизнес-процесс было обусловлено смещением центра-прибыли в низконалоговую юрисдикцию;
- деятельность РусКо приводила к заключению договоров на приобретение финансовых активов (дебиторской задолженности) на территории РФ, то есть к созданию прав и обязанностей для компании ШведКо;
- вознаграждение за деятельность в интересах ШведКо отсутствовало, а по деятельности, связанной с оказанием агентских услуг по договору с КипрКо был получен убыток ― фактически источником финансирования операций был доход от другой деятельности РусКо;
- ШведКо делегировала РусКо управление деловыми операциями в России: поиск клиентов, согласование и изменение существенных условий сделок, ведение учета сделок, подготовка и оформление первичных документов и т. п.;
- должного разграничения трудовых ресурсов не было ― по факту, РусКо содержала штат сотрудников, которые работали в интересах ШведКо.
По мнению налоговой инспекции, все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность РусКо выходила за рамки обычной деятельности агента и велась вне сферы экономических интересов самой РусКо.
Суд согласился с тем, что деятельность ШведКо, осуществляемая через РусКо, приводит к возникновению постоянного представительства, поскольку:
- она осуществляется в России через РусКо;
- носит предпринимательский характер (направлена на извлечение прибыли);
- ведется регулярно.
Это, как указал суд, соответствует критериям возникновения постоянного представительства, предусмотренным НК РФ, а также СОИДН между Россией и Швецией.
Суд не согласился с контраргументами, предъявленными РусКо:
- в части наличия у РусКо других независимых контрагентов суд отметил, что полномочия РусКо в спорных правоотношениях были гораздо шире и выходили за рамки обычных независимых агентских соглашений. Кроме того, «нормы российского законодательства и международного права не содержат положений, исключающих возможность признания лица зависимым агентом при осуществлении независимой деятельности в интересах иных организаций»;
- в части довода о том, что покупка портфеля задолженности носила характер подготовительной/вспомогательной деятельности, суд указал, что задолженность приобреталась по цене значительно ниже номинала в целях извлечения прибыли от возврата такой задолженности ― это часть единого процесса, связанного с получением прибыли на территории РФ.
В тексте судебного решения не приведен детальный порядок расчета прибыли, вмененной РусКо от деятельности в качестве постоянного представительства.
Согласно формулировкам можно предположить, что расчет был произведен исходя из суммы взысканной задолженности за вычетом расходов на ее приобретение у банков и суммы агентского вознаграждения, полученного РусКо.
РусКо пыталась оспорить расчет, указывая на необходимость включения в состав расходов от деятельности постоянного представительства части затрат головного офиса.
Однако суд в такой корректировке отказал, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения таких расходов и методики их распределения на постоянного.
Сумма доначислений составило около 200 млн руб.
ФНС России подготовила новую форму декларации по НДПИ
Проект соответствующего приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Обновленная форма учитывает недавние изменения, внесенные в НК РФ, включая изменение базовой цены на нефть для расчета НДПИ, а также введение налоговых льгот при добыче полезных ископаемых, используемых для производства аммика/водорода.
Минэкономразвития России готовит нормативную базу для оценочной деятельности в рамках запланированного на 1 января 2025 года перехода к единому рынку услуг ЕАЭС
Разработанный ведомством законопроект устанавливает условия допуска российских оценщиков к работе в государствах ЕАЭС и регулирует деятельность специалистов из других стран союза на отечественном рынке.
Согласно поправкам работать на едином рынке сможет оценщик, имеющий профессиональную квалификацию и необходимое разрешение, признанные на территории всего союза.
При этом оказывать услуги можно только в отношении объектов, содержащихся в сопоставительном перечне (его согласовывают и утверждают государства ЕАЭС).
Сведения об оценщике, желающем работать в другой стране ― участнике союза, должны быть включены в реестр поставщиков услуг — списки формируют органы страны регистрации оценщика.
Минфин России определил порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях из РФ, посредством ЕИАС ТО
Согласно приказу ведомства таможенные операции, связанные с убытием товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, из мест международного почтового обмена из РФ, совершаются с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕИАС ТО) с участием или без участия должностных лиц таможенных органов.
Также определены условия использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Минфин России: определение налоговой базы по НДФЛ налоговым агентом при продаже акций, полученных физическим лицом от своей КИК
В письме рассматривается следующая ситуация:
- налогоплательщик ― физическое лицо получил от своей КИК ценные бумаги и освободил полученный доход от налогообложения на основании п. 60.2 ст. 217 НК РФ;
- затем он продал эти ценные бумаги.
НК РФ предусматривает, что в такой ситуации при определении базы по НДФЛ в качестве фактически произведенных расходов учитывается стоимость ценных бумаг по данным КИК на дату их получения, но не выше рыночной стоимости.
Также согласно НК РФ при определении базы по операциям с ценными бумагами налоговым агентом он на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, понесенные самим налогоплательщиком.
По мнению Минфина России, в ситуации, когда продаются ценные бумаги, ранее полученные от КИК, налоговый агент может использовать для расчета представленные налогоплательщиком документы, содержащие сведения о ценных бумагах по данным учета КИК по состоянию на дату получения такого имущества.
Минфин России: обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества не применяются к дебиторской задолженности
Минфин России аргументировал свою позицию тем, что в соответствии с НК РФ такой запрет может быть наложен только на имущество, однако по общему правилу имущественные права, к которым относится и дебиторская задолженность, не признаются имуществом.
Ведомство подчеркнуло, что такая позиция также подтверждена судебной практикой.