Минфин России смягчил условия выплаты дивидендов лицам недружественных стран
Разрешение на выплату дивидендов лицам недружественных стран будет приниматься без соблюдения ранее установленных условий, если:
иностранный кредитор осуществил после 1 апреля 2023 года инвестиции в российскую экономику, включая расширение объема производства в РФ, развитие новых технологий;
сумма выплачиваемых дивидендов не превышает объем таких инвестиций.
ограничение по сумме ― размер выплачиваемой прибыли составляет не более 50% от размера чистой прибыли за предыдущий год;
учет результатов ретроспективного анализа выплаты дивидендов за прошлые периоды;
готовность участников/акционеров, являющихся иностранными кредиторами, продолжать коммерческую деятельность на территории РФ;
учет позиций отраслевого министерства об оценке значимости деятельности организации и влияния ее деятельности на технологический/производственный суверенитет и социально-экономическое развитие РФ;
исполнение обязательств по выполнению ключевых показателей эффективности, подтвержденное отраслевым министерством;
выплату дивидендов на квартальной основе при условии выполнения установленных ключевых показателей эффективности.
Таким образом, если будут выполнены требования к инвестициям, то разрешение будет выдаваться без соблюдения этих общих требований.
Тем не менее хотели бы отметить следующие нюансы:
разрешение на выплату дивидендов все равно придется получать;
скорее всего, для неприменения общих условий необходимо будет предоставить в Правительственную комиссиюинформацию об объеме инвестиций иностранного кредитора в российскую экономику;
обращаем внимание, что речь идет именно об инвестициях иностранного кредитора, включая расширение производства в России, развитие новых технологий ― на данный момент не вполне понятно, что под этим будет пониматься, например, будут ли засчитываться в эту сумму инвестиции в расширение производства, осуществленные на уровне российской дочерней компании иностранного кредитора;
речь идет о вложении иностранного кредитора в российскую экономику, а не непосредственно в российскую дочернюю компанию, которая планирует выплачивать дивиденды;
максимальная сумма дивидендов, которую можно выплатить по упрощенной процедуре, ограничена размером инвестиций.
Если «инвестиционные» требования не выполняются, то разрешение придется получать в обычном порядке.
Власти раскрыли подробности планируемого обмена замороженными активами, ЕС диалоги о таком обмене отрицает
Недавно мы писали о том, что ЦБ РФ и Правительство РФ готовят схему обмена замороженными активами с недружественными странами.
На днях стали известны некоторые подробности.
Заинтересованным иностранным инвесторам будет предоставлена возможность приобрести у российских инвесторов соответствующие «заблокированные» иностранные ценные бумаги за счет денежных средств, находящихся на счетах типа «С».
ЦБ РФ пояснил, что участие в обмене планируется как добровольное.
В то же время ЕС никаких переговоров с Россией по обмену замороженными активами не ведет ― об этом сообщило издание Financial Times со ссылкой на четырех чиновников ЕС.
Источник: «РБК»
Минюст России поддержал введение оборотных штрафов за утечки персональных данных
Ведомство подготовило отзыв на законопроект о введении оборотных штрафов за утечку персональных данных.
В целом законопроект поддерживается, однако требуется его доработка.
Минюст России считает, что в документе нужно предусмотреть возможность добровольной компенсации операторами персональных данных предполагаемого вреда и учитывать это как смягчающее обстоятельство.
Также министерство предлагает авторам инициативы дополнительно обосновать предлагаемый размер штрафов и дифференцировать ответственность за утечку в зависимости от характера правонарушения и степени вреда.
Помимо этого, предлагается разграничить ответственность для организаций и для ИП.
Напомним, что ранее с критикой законопроекта выступили представители бизнеса.
Власти рассчитывают привлечь в программу долгосрочных сбережений 300 млрд руб.
Напомним, недавно был принят закон о запуске программы долгосрочных сбережений.
Их можно будет формировать за счет личных средств, а также пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии.
Участие в системе долгосрочных сбережений будет добровольным.
Накопленные средства можно будет использовать на получение дополнительного периодического дохода после 15 лет участия в программе или при достижении определенного возраста, а также на оплату дорогостоящих видов лечения и образования детей.
Минфин России рассчитывает на участие 2 млн человек в программе долгосрочных сбережений.
Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что программа позволит привлечь 300 млрд руб. дополнительных ресурсов.
По его мнению, программа будет интересна гражданам благодаря софинансированию сбережений со стороны государства, а с другой ― налоговыми преференциями.
Она предусматривает софинансирование взносов до 36 тыс. руб. в год, налоговый вычет до 52 тыс. руб. ежегодно при уплате взносов до 400 тыс. руб., а также страхование внесенных государством средств на сумму 2,8 млн руб.
АС г. Санкт-Петербурга: образование постоянного представительства с применением концепции зависимого агента
Общество (РусКо) осуществляло деятельность агента по сбору платежей.
В рамках этой деятельности проводились следующие операции:
взаимозависимая шведская компания (ШведКо) приобретала портфели задолженности у российских банков и микрофинансовых организаций, действуя через свою дочернюю кипрскую компанию (КипрКо);
в свою очередь РусКо оказывала КипрКо агентские услуги по взысканию просроченной задолженности во внесудебном и судебном порядке.
В рамках проверки были установлены факты, свидетельствующие о наличии между РусКо и ШведКо отношений, не характерных для независимых агентских отношений:
агентские договоры не предполагали действий РусКо, связанных с приобретением задолженности, при этом у сотрудников РусКо были доверенности на представление интересов КипрКо в РФ;
КипрКо имела признаки номинальной компании (не было сотрудников, транзитный характер расчетов, финансирование покупки просроченной задолженности осуществлялось за счет ШведКо, печати КипрКо хранились в офисе РусКо) ― фактически все сделки заключались в интересах ШведКо;
включение КипрКо в бизнес-процесс было обусловлено смещением центра-прибыли в низконалоговую юрисдикцию;
деятельность РусКо приводила к заключению договоров на приобретение финансовых активов (дебиторской задолженности) на территории РФ, то есть к созданию прав и обязанностей для компании ШведКо;
вознаграждение за деятельность в интересах ШведКо отсутствовало, а по деятельности, связанной с оказанием агентских услуг по договору с КипрКо был получен убыток ― фактически источником финансирования операций был доход от другой деятельности РусКо;
ШведКо делегировала РусКо управление деловыми операциями в России: поиск клиентов, согласование и изменение существенных условий сделок, ведение учета сделок, подготовка и оформление первичных документов и т. п.;
должного разграничения трудовых ресурсов не было ― по факту, РусКо содержала штат сотрудников, которые работали в интересах ШведКо.
По мнению налоговой инспекции, все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность РусКо выходила за рамки обычной деятельности агента и велась вне сферы экономических интересов самой РусКо.
Суд согласился с тем, что деятельность ШведКо, осуществляемая через РусКо, приводит к возникновению постоянного представительства, поскольку:
она осуществляется в России через РусКо;
носит предпринимательский характер (направлена на извлечение прибыли);
ведется регулярно.
Это, как указал суд, соответствует критериям возникновения постоянного представительства, предусмотренным НК РФ, а также СОИДН между Россией и Швецией.
Суд не согласился с контраргументами, предъявленными РусКо:
в части наличия у РусКо других независимых контрагентов суд отметил, что полномочия РусКо в спорных правоотношениях были гораздо шире и выходили за рамки обычных независимых агентских соглашений. Кроме того, «нормы российского законодательства и международного права не содержат положений, исключающих возможность признания лица зависимым агентом при осуществлении независимой деятельности в интересах иных организаций»;
в части довода о том, что покупка портфеля задолженности носила характер подготовительной/вспомогательной деятельности, суд указал, что задолженность приобреталась по цене значительно ниже номинала в целях извлечения прибыли от возврата такой задолженности ― это часть единого процесса, связанного с получением прибыли на территории РФ.
В тексте судебного решения не приведен детальный порядок расчета прибыли, вмененной РусКо от деятельности в качестве постоянного представительства.
Согласно формулировкам можно предположить, что расчет был произведен исходя из суммы взысканной задолженности за вычетом расходов на ее приобретение у банков и суммы агентского вознаграждения, полученного РусКо.
РусКо пыталась оспорить расчет, указывая на необходимость включения в состав расходов от деятельности постоянного представительства части затрат головного офиса.
Однако суд в такой корректировке отказал, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения таких расходов и методики их распределения на постоянного.
ФНС России подготовила новую форму декларации по НДПИ
Проект соответствующего приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Обновленная форма учитывает недавние изменения, внесенные в НК РФ, включая изменение базовой цены на нефть для расчета НДПИ, а также введение налоговых льгот при добыче полезных ископаемых, используемых для производства аммика/водорода.
Минэкономразвития России готовит нормативную базу для оценочной деятельности в рамках запланированного на 1 января 2025 года перехода к единому рынку услуг ЕАЭС
Разработанный ведомством законопроект устанавливает условия допуска российских оценщиков к работе в государствах ЕАЭС и регулирует деятельность специалистов из других стран союза на отечественном рынке.
Согласно поправкам работать на едином рынке сможет оценщик, имеющий профессиональную квалификацию и необходимое разрешение, признанные на территории всего союза.
При этом оказывать услуги можно только в отношении объектов, содержащихся в сопоставительном перечне (его согласовывают и утверждают государства ЕАЭС).
Сведения об оценщике, желающем работать в другой стране ― участнике союза, должны быть включены в реестр поставщиков услуг — списки формируют органы страны регистрации оценщика.
Минфин России определил порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях из РФ, посредством ЕИАС ТО
Согласно приказу ведомства таможенные операции, связанные с убытием товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, из мест международного почтового обмена из РФ, совершаются с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕИАС ТО) с участием или без участия должностных лиц таможенных органов.
Также определены условия использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Минфин России: определение налоговой базы по НДФЛ налоговым агентом при продаже акций, полученных физическим лицом от своей КИК
В письме рассматривается следующая ситуация:
налогоплательщик ― физическое лицо получил от своей КИК ценные бумаги и освободил полученный доход от налогообложения на основании п. 60.2 ст. 217 НК РФ;
затем он продал эти ценные бумаги.
НК РФ предусматривает, что в такой ситуации при определении базы по НДФЛ в качестве фактически произведенных расходов учитывается стоимость ценных бумаг по данным КИК на дату их получения, но не выше рыночной стоимости.
Также согласно НК РФ при определении базы по операциям с ценными бумагами налоговым агентом он на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, понесенные самим налогоплательщиком.
По мнению Минфина России, в ситуации, когда продаются ценные бумаги, ранее полученные от КИК, налоговый агент может использовать для расчета представленные налогоплательщиком документы, содержащие сведения о ценных бумагах по данным учета КИК по состоянию на дату получения такого имущества.
Минфин России: обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества не применяются к дебиторской задолженности
Минфин России аргументировал свою позицию тем, что в соответствии с НК РФ такой запрет может быть наложен только на имущество, однако по общему правилу имущественные права, к которым относится и дебиторская задолженность, не признаются имуществом.
Ведомство подчеркнуло, что такая позиция также подтверждена судебной практикой.