Последние выпуски

Выпуск 10 августа

Legislative Tracking

Legislative Tracking

Be in the know




Банк России обсуждает новые способы борьбы с карточными мошенниками


Как сообщает газета «Известия», одной из тем, обсужденных на последнем заседании экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при ЦБ РФ, была защита граждан, пострадавших от действий мошенников.

Среди поступивших предложений — введение промежуточных или динамических эскроу-счетов при переводах на сумму свыше 10 тыс. руб., где эти средства бы блокировались. Для «разморозки» отправленного перевода или при получении кредитов, потребуется ввести дополнительную идентификацию пользователя или фиксированный ПИН-код.

В качестве альтернативы Банк России предлагает ввести двухдневный «период охлаждения», который позволит предоставить клиентам возможность возврата похищенных средств, даже если мошенничество произошло с использованием методов социальной инженерии.


В пресс-службе регулятора сообщили, что соответствующий законопроект уже подготовлен. Если он будет принят, то отправитель средств сможет в течение двух дней может отменить перевод на счет тех, кто занимается выводом и снятием похищенных денег.

Еще одна инициатива — дать возможность гражданам оформлять заявление в полицию о мошенничестве при посредничестве колл-центров банков.

Источник: «Известия»



Российские маркетплейсы создадут единую информационную систему по борьбе с контрафактом



Крупнейшие российские маркетплейсы (Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет) договорились о создании единой информационной системы по борьбе с контрафактом на базе Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ).

Инициатива заключается в обмене информацией о продавцах контрафакта.
Более того, компании совместно с ФАС России планируют приостанавливать деятельность продавцов контрафакта на три месяца.

Президент АКИТ Артем Соколов полагает, что предлагаемая мера наряду с параллельным импортом станет надежным инструментом по борьбе с контрафактом.

Источник: «Российская газета»



ФНС России обновит порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам компаний при проведении налогового мониторинга


По действующим правилам, одним из способов взаимодействия с налоговыми органами в рамках налогового мониторинга является предоставление доступа к информационной системе.


Порядок такой формы взаимодействия регулируется приказом ФНС России.
С 2024 года оно будет проходить через АИС «Налог-3».

В настоящее время как раз проходит пилотный проект по интеграции информационных систем участников с АИС «Налог — 3».

Недавно был успешно завершен второй этап — представители 31 крупнейшей компании протестировали девять базовых сценариев информационного взаимодействия.
ФНС России разработала обновленный порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам компаний, который предусматривает подключение к АИС «Налог-3».

В нем содержатся требования к защите передаваемой информации от неправомерных действий с момента передачи из информационной системы и до поступления АИС «Налог-3».

Также предусматривается, что управление криптографическим оборудованием и ключами шифрования будет осуществлять ФНС России.
Кроме того, новым порядком предусмотрен ряд форм, включая заявки и уведомления, и форматов взаимодействия.

Для подготовки информационных систем организаций к интеграции с АИС «Налог-3» отводится срок до 1 января 2024 года.


Подробнее о системе налогового мониторинга можно прочесть в нашей брошюре «Налоговый мониторинг. Новые возможности».

Источник: «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»



Административная нагрузка на промышленные кластеры будет снижена


На XXV Петербургском международном экономическом форуме Президентом РФ В. В. Путиным были озвучены задачи по упрощению администрирования работы промышленных кластеров.


В соответствии с этими поручениями Минпромторг России внес несколько инициатив по снижению административной нагрузки на кластеры.
Первым документом предусматривается:
  • введение моратория на осуществление государственного контроля/надзора в отношении участников промышленных кластеров в течение трех лет с начала реализации проекта, за исключением проведения профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования (мораторий не будет распространяться на участников, деятельность которых относится к высоким группам риска);
  • введение моратория на осуществление валютного и налогового контроля участников промышленных кластеров в течение одного года с начала реализации проекта, при этом в течение двух-трех лет в отношении таких предприятий предусматривается проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга.
  • исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и проверок.
  • Вторым документом предусматривается корректировка требований к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров. Среди особенностей:
  • в число участников промышленных кластеров должно входить не менее пяти предприятий, производящих промышленную продукцию промышленного кластера, в том числе не менее одного производителя конечной промышленной продукции промышленного кластера;
  • пересматривается перечень требований и функций специализированной организации промышленного кластера;
  • сокращается перечень документов, представляемых специализированной организацией промышленного кластера для целей применения льгот.

Источник: «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»



ФНС России напомнила о запуске ЭДО при маркировке молочной продукции


С 1 сентября 2022 года вводятся следующие требования:
  • все участники молочной отрасли должны начать передавать в систему маркировки «Честный знак» сведения о приемке товара в виде объемно-сортового учета в формате универсального передаточного документа (УПД) через операторов ЭДО;
  • для розничных магазинов, которые продают маркированную молочную продукцию, вводится обязанность сканирования кодов на кассе и передачи сведений в систему «Честный знак» через ККТ.

Технологии ЭДО используются, чтобы избежать дополнительной нагрузки на бизнес.
На сайте ФНС России представлена полезная информация об ЭДО, включая сценарии внедрения и экономический эффект.

Источник: «Официальный сайт ФНС России»



Банк России инициирует процесс формирования российских индексов для финансового и товарного рынков


Банк России намерен до конца года инициировать разработку законодательства, регулирующего формирование индикаторов финансового и товарного рынков.
Система таких индикаторов предоставляет участникам финансового и товарного рынков релевантную для принятия решений информацию и ориентиры при заключении сделок.
Санкции лишили Россию доступа к информации об иностранных индексах, а требования к процессу формирования собственных, способных заместить иностранные, в РФ отсутствуют.

В разрабатываемых Банком России направлениях развития финансового рынка в условиях санкций содержатся следующие предложения:
  • создать условия для развития национальных информационных агентств/администраторов, обеспечивающих формирование финансовых и товарных индикаторов на российском рынке;
  • далее развивать национальную рейтинговую индустрию, особое внимание уделяя качеству рейтингового процесса и используемых методологий.
По сообщениям СМИ, биржи поддерживают инициативу о создании национальной системы индикаторов.

Также сообщается, что Банк России предлагает законодательно закрепить:
  • понятия «индексная деятельность» и «администратор финансовых и товарных индикаторов»;
  • базовые принципы и стандарты качества такой деятельности, в том числе «прозрачность механизмов расчета индикаторов, обеспечение репрезентативности данных, непрерывность расчета и публикации, независимость администрирования».
Представить предложения планируется до конца текущего года.

Сейчас единственным российским товарным индикатором является индекс пшеницы Национальной товарной биржи, одобренный в июле 2022 года (см. выпуск LT от 13 июля 2022 года).

Источник: «Коммерсант»



Эксперимент по открытому доступу к государственному ПО перенесен на неопределенный срок


Минцифры России планировало запустить эксперимент по созданию репозитория свободного ПО 1 мая 2022 года, однако нормативная база пока так и не принята.
Инициатива была направлена на поддержку экономики в условиях санкций и предполагала предоставление права пользования ПО, принадлежащего РФ, под открытой лицензией.

Эксперимент должен был проводиться по трем основным направлениям:
  • предоставление права использования свободного ПО, разрабатываемого Минцифры России;
  • создание национального репозитория и его наполнение свободным ПО;
  • нормативное регулирование и методическая поддержка публикации свободного ПО.
  • Сложности возникли в связи с недостаточным нормативным регулированием свободного ПО.


Эксперты в качестве альтернативы созданию репозитория государственных проектов предлагают обсудить возможность сотрудничества разработчиков.


Источник: «Ведомости»