Обзоры
2023-05-23 10:17 Новости ГЧП

Примерные формы соглашений в особых экономических зонах и установление объема средств на арктические концессии

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые новости, касающаяся изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
  • подготовлен проект приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 10 мая 2016 года № 290 «Об утверждении примерных форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне» (ID проекта 01/02/05-23/00138229) (далее ― Проект приказа), направленный на гармонизацию положений законодательства об особых экономических зонах и концессионных соглашениях;
  • подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении предельных объемов предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, для исполнения обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, по концессионным соглашениям, заключаемым в целях реализации мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации» (ID проекта 01/01/05-23/00138232) (далее ― Проект постановления), согласно которому устанавливаются меры поддержки в рамках государственных программ Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Анализ Проекта приказа

На текущий момент нормативное регулирование особых экономических зон осуществляется на основании Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее ― ФЗ об ОЭЗ). В 2022 году в ФЗ об ОЭЗ были внесены изменения, устанавливающие особенности заключения и исполнения соглашения об осуществлении деятельности резидента на территории особой экономической зоны (далее ― ОЭЗ) при наличии заключенного последним концессионного соглашения.

В данный момент типовая форма соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10 мая 2016 года № 290 «Об утверждении примерных форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне» (далее ― Приказ № 290). Однако положения, представленные в типовых формах соглашений в Приказе № 290, устарели после внесения изменений в ФЗ об ОЭЗ и не предусматривают особенности, связанные с реализацией концессионного соглашения резидентом.

С целью гармонизации положений закона и подзаконного акта Минэкономразвития России подготовило Проект приказа, который предполагает, в частности, следующие изменения:
  • соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с несоблюдением резидентом условий концессионного соглашения;
  • одновременный контроль за исполнением резидентом соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ и концессионного соглашения.

По нашему мнению, Проект приказа позволит ограничить злоупотребление недобросовестными резидентами ОЭЗ мерами государственной поддержки, предусмотренной как законодательством об ОЭЗ, так и о концессионных соглашениях.

До 29 мая 2023 года Проект приказа проходит общественные обсуждения.

Анализ Проекта постановления

На текущий момент вопросы, связанные с социально-экономическим развитием Дальневосточного федерального округа (далее ― ДФО), рассматривает Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока (далее ― Комиссия). Комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории ДФО.

Для целей решения вышеуказанных вопросов по развитию ДФО применяются в том числе механизмы ГЧП, в частности, концессионные соглашения. По концессионным соглашениям частной стороне предоставляется возможность получения бюджетного софинансирования проекта.

Согласно п. 5 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на срок, превышающий утвержденные лимиты бюджетных обязательств, возможно в случаях, предусмотренных нормативными актами Правительства РФ, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.

Президиум Комиссии (далее ― Президиум) согласовал предельные объемы федеральных средств, выделяемых бюджетам субъектов РФ, входящих в ДФО, для реализации концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Правительство РФ предлагает утвердить Проект постановления, который определит предельные объемы и сроки предоставления средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО и Арктической зоны Российской Федерации, с целью реализации концессионных соглашений с учетом решений Президиума и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. Объемы предоставленных субсидий на реализацию программ развития рассчитываются до 2035 года.

По нашему мнению, принятие Проекта постановления положительно повлияет на реализацию программ развития.

До 29 мая 2023 года Проект постановления проходит общественные обсуждения.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.