Обзоры
Новости ГЧП

Эффективное использование земель. Электронный конкурс на право заключения КС и СГЧП. Банковские гарантии в ГЧП

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
  • Правительство утвердило Распоряжение от 23 августа 2023 года № 2270-р (далее — Распоряжение № 2270), в котором утвержден план повышения эффективности использования земель на территории РФ;
  • Минэкономразвития России подготовило проект постановления Правительства РФ «О требованиях при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в электронной форме» (далее — Проект об электронном конкурсе);
  • Минэкономразвития России представило проект постановления Правительства РФ о требованиях к банкам и банковским гарантиям, используемым для целей исполнения Федеральных законов «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Проект о банковских гарантиях).

Установлен новый план развития эффективного использования земель в РФ
Распоряжение № 2270 предусматривает вовлечение множества министерств и других государственных органов в процесс развития эффективности использования земель в Российской Федерации.

Росреестр, Минприроды России, Минсельхоз России, Минстрой России, Минтранс России, Минэнерго России и Минэкономразвития России в октябре 2023 года должны внести в Правительство РФ проект федерального закона, который будет предусматривать создание новых механизмов наполнения ЕГРН сведениями о границах земельных участков, а также данными о зарегистрированных правах на капитальные строения.

Распоряжение № 2270 предусматривает, что Росреестр России, Минцифры России, Минстрой России, ФАС России, Федеральное казначейство, Минфин России и Минсельхоз России должны разработать и представить законопроект об усовершенствовании процедуры торгов земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, который должен быть внесен в Госдуму РФ в июне 2024 года.

Согласно Распоряжению № 2270 Росреестр должен представлять в Правительство РФ (ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом), доклад о ходе реализации плана мероприятий.

В нашем понимании Распоряжение № 2270 поможет в устойчивом развитии использования земель в хозяйственном обороте и повысит эффективность их использования, в частности, в рамках проектов, использующих механизмы ГЧП.

Электронный конкурс для проектов КС и ГЧП
Проект об электронном конкурсе разработан в целях исполнения Федерального закона ‎от 10 июля 2023 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проектом об электронном конкурсе уточняются требования к электронным площадкам и функционированию электронных площадок, а также к операторам электронных площадок, утвержденные Постановлением Правительства РФ ‎от 8 июня 2018 года № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки».

Проект об электронном конкурсе устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти/орган государственной власти субъекта РФ/орган местного самоуправления, выступающий от имени концедента, осуществляет организацию и проведение конкурса в электронной форме на выбранной им электронной площадке после прохождения на этой электронной площадке процедуры аккредитации.

Предлагается, что участник конкурса, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе принимать участие во всех конкурсах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. При этом срок выданной аккредитации не должен превышать трех лет со дня решения оператора электронной площадки о ее выдаче.

Проектом об электронном конкурсе устанавливается, что если до окончания аккредитации осталось менее трех месяцев, то ни организатор, ни участник конкурса не вправе осуществлять действия, связанные ‎с организацией конкурса или принятием участия ‎в конкурсе в электронной форме соответственно.

Новую аккредитацию организатор или участник конкурса вправе получить не ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия ранее полученной аккредитации.

Мы полагаем, что принятие Проекта об электронном конкурсе благоприятно скажется на процессе проведения конкурсов на заключение КС и СГЧП — в частности, повысится прозрачность проведения конкурса и упростится процесс работы с заявками.

Предполагается, что Проект об электронном конкурсе вступит в силу с 1 марта 2024 года.

Новые требования к банкам и банковским гарантиям в сфере ГЧП
Проект о банковских гарантиях предлагает установить требования к банкам, где может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, а также требования к банкам, которые вправе выдавать безотзывные банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявки ‎на участие в конкурсе на право заключения КС и СГЧП. Помимо этого, устанавливается требование к безотзывным банковским гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе на право заключения КС и СГЧП.

Банки, где может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, должны соответствовать нескольким требованиям, в частности:
  • иметь универсальную лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций;
  • иметь кредитный рейтинг на уровне не ниже «ВВВ-(RU)» или находиться под прямым или косвенным контролем ЦБ РФ или Российской Федерации;
  • являться участником системы обязательного страхования вкладов в банках РФ в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»;
  • иметь период деятельности не менее трех лет с даты государственной регистрации (при слиянии банков указанный срок рассчитывается как для организации, имеющей более раннюю дату государственной регистрации; при преобразовании указанный срок ‎не прерывается);
  • иметь безусловно положительное аудиторское заключение за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Проекте о банковских гарантиях устанавливается перечень положений, которые должны содержать такие гарантии. Также отмечается, что безотзывные банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявки на участие ‎в конкурсе на право заключения КС и СГЧП, не должны содержать определенных условий, в частности:
  • требования о предоставлении гарантом бенефициару ‎судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией;
  • права на односторонний отказ гаранта от исполнения обязательств по выданной банковской гарантии;
  • требования о предоставлении бенефициаром отчета об исполнении КС и СГЧП.

Проект о банковских гарантиях также устанавливает правила размещения банковской гарантии на электронной площадке для проведения конкурса в электронной форме.

По нашему мнению, Проект о банковских гарантиях непосредственно повлияет на стабильность и порядок предоставления банковских гарантий для ГЧП-проектов.

Предполагается, что Проект о банковских гарантиях вступит в силу с 1 января 2024 года.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.