Обзоры
2024-06-05 11:06 Новости законодательства

Выпуск от 5 июня 2024 года

9 ААС: при решении вопроса о назначении ТЦ-проверки по истечении двух лет с даты представления уточненного уведомления необходимо оценить значимость «уточнений»

Небезызвестный спор об «обнулении» срока для назначения ТЦ-проверки в случае подачи налогоплательщиком уточненного уведомления о контролируемых сделках получил свое, на этот раз положительное для налогоплательщика, продолжение.
Напомним, что ФНС России вынесла решение о назначении ТЦ-проверки, отсчитав двухлетний срок с даты представления уточненного, а не первичного уведомления.
Налогоплательщик, полагая, что двухгодичный срок для назначения проверки пропущен, обратился в суд.
Суды трех инстанций поддержали выводы ФНС России.
По мнению судов, первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется.
В связи с этим первичное уведомление уже не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки; при этом существенность уточнений на этот порядок не влияет.
Проиграв дело во всех трех судебных инстанциях и получив отказ в рассмотрении дела на уровне ВС РФ, налогоплательщик обратился в КС РФ, который согласился с его доводами.
По мнению КС РФ, если участники сделки внесли в уведомление о контролируемых сделках несущественные изменения (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), то срок, отведенный для назначения проверки, необходимо отсчитывать со дня получения первоначального уведомления.
С учетом позиции КС РФ дело было отправлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суд первой инстанции снова поддержал ФНС России.
Суд счел, что внесенные в уведомление уточнения были «значимы» для принятия решения о назначении проверки.
И это несмотря на то, что суть уточнений заключалась в добавлении новой сделки; при этом никакие сведения о сделке, в отношении которой была начата проверка, не менялись.
Суд также согласился с выводом о том, что оспариваемое налогоплательщиком решение в принципе не нарушает его права и законные интересы, поскольку проверка уже завершена — после окончания проверки отсутствуют основания для оспаривания решения о проведении такой проверки.
Суд апелляционной инстанции поддержал налогоплательщика, сделав следующие выводы:
  • с учетом позиции КС РФ при исследовании вопроса о правомерности «обнуления» срока назначения проверки в случае представления уточненного уведомления первостепенную роль играет значимость внесенных в уведомление уточнений для целей принятия решения о назначении проверки;
  • при этом именно налоговый орган должен мотивировать исчисление срока с даты получения уточненного уведомления, то есть обосновать значимость уточнений;
  • решение налогового органа о назначении проверки такого обоснования не содержало, аргумент о наличии «пересечений» проверяемой сделки с добавленной впервые прозвучал только в ходе судебного разбирательства;
  • более того, само по себе обоснование «значимости» новой сделки не выглядит убедительным: сделки имели различный предмет, добавленная сделка уже была проверена в рамках обычной выездной проверки, в акте по итогам ТЦ-проверки добавленная в уведомление сделка вообще не упоминается — все это свидетельствует о том, что сделки не связаны друг с другом.
Также суд апелляционной инстанции не согласился с выводом о том, что решение о назначении проверки не может нарушать прав налогоплательщика, поскольку проверка уже завершена.
Суд отметил, что факт завершения проверки не отменяет того, что решение о ее назначении за рамками двухлетнего срока повлекло избыточное применение мер налогового контроля, в том числе «нарушение правомерных ожиданий налогоплательщика, который обоснованно рассчитывал на неизменность своего правового положения, тогда как по итогам проверки в действиях налогоплательщика были установлены нарушения налогового законодательства».
Напомним, недавно в НК РФ были внесены поправки: теперь ТЦ-проверки назначаются безотносительно даты представления уведомления.
При этом применяется общая глубина проверки в три полных календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок действия налоговых льгот для резидентов МТОР могут увеличить до 15 лет

Напомним, сейчас в Госдуме РФ рассматривается законопроект, в соответствии с которым резиденты МТОР могут получить льготы по налогу на прибыль и страховым взносам.
Подробно о МТОР мы рассказывали в выпуске «Новости законодательства» от 14 марта 2023 года.
Согласно инициативе компании-резиденты смогут пользоваться процедурой свободной таможенной зоны, налоговыми льготами и другими преференциями.
В частности, для МТОР может быть установлена льготная ставка налога на прибыль:
  • 0% ― в федеральный бюджет;
  • льготная ставка налога в региональный бюджет (по решению региона).
В текущей редакции документа предполагается, что льготная ставка будет действовать в течение 10 лет с момента получения первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения о ведении деятельности на территории МТОР.
На днях стало известно, что Минвостокразвития России предложило увеличить сроки действия налоговых льгот с 10 до 15 лет.
Ожидается, что Госдума РФ примет закон о создании МТОР в осеннюю сессию. Поправки должны вступить в силу в начале 2025 года.

Минфин России поддерживает идею официального признания майнинга

Заместитель директора департамента финансовой политики ведомства Осман Кабалоев сообщил, что Минфин России поддерживает инициативу об официальном признании майнинга и присвоении ему кода общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).
В законодательстве пока отсутствует понятие «майнинг». Предстоит его ввести и законодательно определить правила выпуска, учета и обращения криптовалют, статус компаний, их права и обязанности, рассказали в пресс-службе Минпромторга России. В рамках установления ОКВЭД для майнинга добычу криптовалют можно отнести к промышленной деятельности, добавили в ведомстве.
Напомним, первоначальная версия законопроекта о майнинге была внесена еще в 2022 году.
Тогда законопроект подвергся критике криптосообщества, после чего было предложено его доработать.
В конце апреля этого года в Госдуму РФ был внесен обновленный законопроект о майнинге.
Подробности см. в выпуске «Новости законодательства» от 2 мая 2024 года.
Российский рынок майнинга криптовалют сохраняет высокий потенциал, эксперты ожидают его роста на 20–40% по итогам года.

Мосбиржа планирует создать «стакан» цифровых финансовых активов

Как сообщают СМИ, для организации полноценного вторичного рынка цифровых финансовых активов Московская биржа собирается создать «стакан» ЦФА.
Торговая площадка планирует привлечь в «стакан» маркетмейкеров, крупные банки уже проявляют интерес к этой идее, рассказал директор по продажам и дистрибуции цифровых активов компании Владимир Костюков.
В течение месяца-двух биржа планирует запустить первый пилотный проект по интеграции своей инфраструктуры со сторонним оператором по выпуску ЦФА, а до конца года в планах подключение еще одного-двух операторов. Какие это будут платформы, пока не уточняется.
Рынок оценивает идею позитивно.