Последние выпуски

Выпуск от 22 сентября 2022 года

Legislative Tracking

Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск

Партнерское (исламское) финансирование в России — экспериментальный законопроект уже в Госдуме РФ


В Госдуму РФ внесен долгожданный законопроект, на основании которого с 1 февраля 2023 года в течение двух лет в Башкортостане, Татарстане, Чеченской Республике и Дагестане будет проводиться эксперимент по внедрению партнерских финансовых продуктов.

Правительство РФ по согласованию с Банком России может расширить территорию проведения эксперимента и продлить его сроки.

По сути, законопроект должен узаконить в России основные механизмы финансирования, принятые в мусульманской культуре (так называемый исламский банкинг).

Во всем мире эти механизмы становятся все более популярными и среди представителей других культур. Использующие их компании могут даже получать более высокий ESG-рейтинг за качество корпоративного управления и за экологическую повестку.

Законопроект предлагает установить в четырех регионах РФ экспериментальный правовой режим (ЭПР), предусматривающий специальное регулирование деятельности по партнерскому финансированию.

Банк России будет осуществлять надзор за деятельностью участников ЭПР и вести их реестр.
  • Участниками ЭПР смогут стать внесенные в реестр:
  • кредитные организации;
  • некредитные финансовые организации;
  • другие юридические лица в форме потребительского общества, фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества.

Участники ЭПР смогут осуществлять следующие сделки и операции с юридическими и физическими лицами:
  • привлечение денежных средств по договорам партнерского инвестирования;
  • привлечение денежных средств и/или иного имущества в виде участия в капитале участника ЭПР;
  • редоставление беспроцентных денежных займов;
  • финансирование путем заключения договоров купли-продажи (в т. ч. недвижимого имущества) с условием о рассрочке/отсрочке платежа или договоров финансовой аренды (лизинга);
  • финансирование деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и/или на условиях партнерства;
  • предоставление поручительств и др.

Предполагается, что участник ЭПР будет осуществлять финансирование за счет собственных или привлеченных денежных средств.

По договорам партнерского инвестирования участник ЭПР и/или клиенты будут приобретать имущество в общую долевую собственность.

Участник ЭПР может выступать доверительным управляющим таким имуществом.

Если участник будет также вести деятельность, не связанную с партнерским финансированием, то он должен вести раздельный учет имущества, привлеченного и размещенного в рамках ЭПР.

Деятельность по партнерскому финансированию не подразумевает взимания ссудного процента, а также не должна быть направлена на финансирование деятельности, связанной с производством и/или торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом.

Если участник ЭПР не является кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, то:
  • на срок проведения эксперимента предлагается установить минимальный размер его собственных средств (капитала):
—  с 1 января 2023 года — 10 млн рублей;
—  с 1 января 2024 года — 25 млн рублей.
  • требования к органам управления и учредителям/акционерам такого участника аналогичны требованиям для микрофинансовых организаций.

Предъявляются особые требования к порядку оплаты капитала участника ЭПР, включая запрет на инвестирование заемных средств.

Участники ЭПР должны будут представлять в Банк России отчетность и иные установленные документы.

При Правительстве РФ будет создан экспертный совет ЭПР, который будет готовить предложения по регулированию партнерского финансирования.

Если эксперимент будет успешным, такая деятельность будет разрешена по всей России.

Согласно пояснительной записке принятие законопроекта позволит:
  • повысить привлекательность России для международных инвесторов, уделяющих повышенное внимание этическим и религиозным аспектам инвестирования (особенно из стран — членов Организации исламского сотрудничества);
  • увеличить доступность финансовых услуг для значительной части российских граждан.

Учитывая, что в рамках исламского финансирования сделки/операции производятся на базе материальных активов или оказанных услуг, могут возникать вопросы о порядке налогообложения, в том числе НДС.

Летом 2022 года сообщалось о разработке специального налогового режима «Налогообложение операций партнерского финансирования», который должен освободить ряд операций от НДС и налога на прибыль. Текст соответствующего законопроекта пока не опубликован.


Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»



Радиоэлектронную продукцию в сфере искусственного интеллекта отметят в реестре


Согласно проекту Постановления Правительства РФ в реестр российской радиоэлектронной продукции предлагается включить сведения об отнесении радиоэлектронной продукции к сфере искусственного интеллекта.

В случае принятия изменения вступят в силу 1 января 2023 года.

Напомним, с 1 января 2023 будет действовать повышающий коэффициент для расходов на российские программное обеспечение и радиоэлектронику, относящуюся к сфере искусственного интеллекта (подробнее см. выпуск LT in Focus).

Источник: «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»



Компострирование как новый способ утилизации


В Госдуму РФ внесен законопроект, расширяющий перечень процессов, приравнивающихся к утилизации с точки зрения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В настоящий момент в термин «утилизация отходов» включается повторное применение отходов, в том числе рециклинг, регенерация, рекуперация, а также использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов).

Законопроектом предлагается также относить к утилизации отходов процессы получения из отходов компоста и иных органических удобрений, а также топлива.

Стоит отметить, что компостирование отходов и производство топлива из отходов является одним из наиболее экономичных способов снижения объемов захоронения отходов.

Законопроект также предлагает по аналогии с энергетической утилизацией установить государственное регулирование цен (тарифов) на деятельность по утилизации ТКО с производством топлива/путем компостирования с последующим учетом соответствующих расходов в составе предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»



Минэкономразвития России разработает критерии для технологических компаний


Об этом заявил Максим Решетников на Правительственном часе в Совете Федерации по прогнозу социально-экономического развития.

Напомним, в начале сентября этого года целях Президент РФ В. Путин
поручил внедрить в законодательство понятие «технологическая компания».

Отдельно было предложено выделить категорию быстрорастущих технологических компаний — для них планируется разработать специальные механизмы финансирования, позволяющие в короткие сроки привлекать частный капитал.

Кроме того, обсуждалась инициатива предоставить инновационным компаниям, осуществляющим производство высокотехнологичных продуктов, налоговые льготы, аналогичные тем, которые предусмотрены для ИТ-сектора.

Также обсуждается вопрос о построении прозрачной системы интеграции, при которой каждый институт мог бы оперативно получать сведения о предоставленных высокотехнологичным компаниям мерах поддержки.

Источник: «Официальный сайт Минэкономразвития России»



На цифровые активы могут выпустить расписки


Московская биржа подготовила законопроект, который позволит депозитариям выпускать расписки на цифровые финансовые активы (ЦФА).

Сообщается, что документ сейчас рассматривают в ЦБ.

Предполагается, что Мосбиржа выйдет на рынок ЦФА в двух форматах:
  • выпуск расписок на ЦФА, которые будут обращаться как ценные бумаги;
  • выпуск самих ЦФА — Московская биржа может получить статус оператора обмена.

Законопроект пока не опубликован.

Источник: «Ведомости»



У участника РИП сумма капитальных вложений, предусмотренная проектом, не соответствует сумме, указанной в заявлении: можно ли применять льготы? Разъяснения ФНС России


Согласно НК РФ участники РИП имеют право применять льготы по налогу на прибыль и НДПИ при соблюдении определенных условий.

Одним из таких условий является осуществление капитальных вложений в сумме не менее 50 (500) млн руб. в срок, не превышающий 3 (5) лет со дня реализации РИП.

При этом, согласно НК РФ, применение льготы прекращается, если в ходе налоговой проверки было выявлено невыполнение участником РИП заявленного объема произведенных капитальных вложений.

ФНС России отметила, что невыполнением указанного условия признаются случаи, когда объем фактически произведенных налогоплательщиком капитальных вложений ниже объема капитальных вложений, указанных участником РИП в заявлении.

Ведомство отметило, что при подаче заявления о применении налоговых льгот объем произведенных капитальных вложений должен быть определен.

Однако это не исключает возможности уточнения налогоплательщиком показателей в заявлении, в том числе об объеме капитальных вложений, если:
  • уточненное заявление представлено до вынесения решения по результатам проверки;
  • а объем капитальных вложений составляет не менее установленного НК РФ.

Источник: «Гарант»



Уточнено регулирование осуществления контроля в области производства и оборота этилового спирта


Постановлением Правительства РФ внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основным изменением является утверждение Приложения № 1, содержащего критерии и правила отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба).

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»



Административная ответственность за неприменение ККТ: новая информация от ФНС России


ФНС России опубликовала письмо, в котором разъяснила особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, связанных с неприменением ККТ.

Согласно указанному письму при выявлении факта неприменения ККТ штраф будет рассчитываться от совокупной суммы причиненного ущерба за каждое административное правонарушение, то есть от общей суммы платежей, проведенных без ККТ.

Источник: «Консультант Плюс»



Продлен допустимый срок производства продукции детского питания на молочной основе, не маркируемой единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС


Правительство РФ продлило срок производства продукции детского питания на молочной основе, не маркируемой единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС и не подлежащей выпуску в обращение на территории других государств — членов ЕАЭС до 2023 года.

Ранее такую продукцию дозволялось производить до 2022 года.

Источник: «Консультант Плюс»


Скачать выпуск