Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 4 июня 2024 года

Налоговая реформа на шаг ближе — законопроект внесен в Госдуму РФ

На прошлой неделе в СМИ появились некоторые детали готовящейся налоговой реформы, а уже в этот понедельник законопроект поступил на рассмотрение Госдумы РФ.
Рассмотрим ключевые инициативы.
НДФЛ
Как и обсуждалось, в части НДФЛ предложена пятиступенчатая шкала ставок:
  • для доходов до 2,4 млн руб. ставка останется на уровне 13%;
  • от 2,4 до 5 млн руб. — 15%;
  • от 5 до 20 млн руб. — 18%;
  • от 20 до 50 млн руб. — 20%;
  • свыше 50 млн руб. — 22%.
Как и сейчас, платить налог по более высокой ставке нужно будет не со всей суммы дохода, а с превышения над пороговым уровнем.
Ставки 13%/15% сохранятся для следующих доходов (при этом прогрессия начнет применяться при доходах свыше 2,4 млн руб.):
  • налоговая база по операциям продажи имущества (за исключением ценных бумаг);
  • проценты по банковским вкладам;
  • дивиденды;
  • страховые выплаты по договорам страхования и по пенсионному обеспечению;
  • налоговая база по операциям с ценными бумагами;
  • налоговая база по операциям реализации долей в уставном капитале российских организаций, акций, облигаций и инвестиционных паев, к которым в общем случае применяется освобождение по сроку владения (как мы понимаем, в данном пункте речь идет о ситуации, когда налогоплательщик теряет право на освобождение в связи с превышением порога по доходам в 50 млн руб.);
  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;
  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (при исчислении можно будет применить инвестиционный вычет в виде положительного финансового результата по операциям на ИИС);
  • налоговая база по доходам по операциям с ЦФА в виде выплат, не связанных с выкупом ЦФА, если решением о выпуске таких ЦФА предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие ЦФА.
Участники СВО в части выплат за работу в зоне военных действий будут платить НДФЛ по существующим ставкам (13% и 15% на сумму свыше 5 млн руб.).
Уточняются некоторые стандартные вычеты: вводится вычет для лиц, успешно сдавших нормативы ГТО и прошедших диспансеризацию, а также в два раза увеличиваются вычеты на второго и каждого последующего ребенка; при этом порог, по достижении которого вычеты не применяются, увеличивается с 350 до 450 тыс. руб.
Среди других изменений:
  • освобождение от уплаты НДФЛ для доходов от продажи долей/акций, непрерывно принадлежащих налогоплательщику более пяти лет, претерпит существенные изменения: освобождаться будет только доход в сумме до 50 млн руб. в год — если этот порог будет превышен, то НДФЛ придется заплатить; также будет сделана оговорка, согласной которой освобождением смогут воспользоваться только налоговые резиденты РФ;
  • фиксированный платеж с прибыли КИК составит 5 млн руб. за каждую КИК (сейчас — 5 млн руб. за все КИК).
Налог на прибыль
Налог на прибыль для компаний, применяющих общую ставку, предлагается повысить с 20 до 25%.
Для ИТ-компаний в 2025-2027 годах ставка налога составит 5% (далее, видимо, ожидается переход ИТ-компаний на общую ставку, если в дальнейшем не будет принято решение о сохранении льготы).
Повышение ставки планируется уравновесить дополнительными налоговыми стимулами. В частности, предлагается:
  • ввести федеральный инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ФИНВ);
  • усовершенствовать инвестиционный вычет по налогу на прибыль и сделать его бессрочным;
  • повысить с 1,5 до 2 коэффициент, применяемый к амортизации высокотехнологичного оборудования, расходам на НИОКР, а также расходам на «реестровое» программное обеспечение;
  • продлить режим региональных инвестиционных проектов для организаций, подлежащих включению в реестр.
В части ФИНВ законопроект предусматривает следующий порядок его применения:
  • федеральную часть налога на прибыль можно будет уменьшить на сумму в размере до 50% от стоимости инвестиций в ОС и НМА;
  • после применения ФИНВ сумма налога к уплате не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2% (3% — в 2025–2030 годах);
  • право на вычет может быть передано иному лицу в рамках одной группы;
  • параметры вычета установит Правительство РФ;
  • неиспользованный вычет переносится на будущие периоды;
  • амортизация по объектам, в отношении которых был использован вычет не начисляется;
  • отдельные лица не смогут применить вычет (добровольные резиденты, участники СЗПК, производители подакцизных товаров (кроме авто, жидкой стали, этана, СПГ и др.), кредитные организации).
МСП
Одна из ключевых инициатив — признание налогоплательщиков, применяющих УСН, плательщиками НДС, если их доходы превышают 60 млн руб.
Таким налогоплательщикам будет предоставлена альтернатива: уплачивать НДС по общей ставке (10%/20%) с возможностью вычета входного НДС или по ставке 5% для доходов до 250 млн руб. и 7% для доходов в диапазоне 250–450 млн руб. в год, но уже без права на вычет входного НДС.
Если налогоплательщик выберет ставку 5%/7%, то он должен будет представить в налоговые органы соответствующее заявление, при этом поменять свое решение он не сможет в течение 12 последовательных налоговых периодов по НДС.
Таким налогоплательщикам по-прежнему будет доступна ставка НДС 0% для некоторых операций (экспорт, международная перевозка и проч.), однако право на вычет входного НДС, связанного с такими операциями, не сохранится.
Среди других изменений для малого и среднего бизнеса:
  • увеличение порога режима УСН по доходам до 450 млн руб., по стоимости основных средств — до 200 млн руб.;
  • отмена переходных ставок единого налога по УСН;
  • снижение тарифа страховых взносов по выплатам в пользу физических лиц свыше МРОТ с 15% до 7,6% для средних и малых обрабатывающих производственных компаний (за исключением производства напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, металлургического производства и ряда других отраслей).
Налог на имущество
Для дорогостоящих объектов недвижимости (кадастровая стоимость выше 300 млн руб.) субъекты РФ смогут вводить ставку налога в размере до 2,5%.
НДПИ
Предлагается увеличить НДПИ:
  • на железную руду — в 1,4 раза за счет применения в формуле коэффициента 0,067 вместо 0,048;
  • на калийные соли — за счет применения коэффициента Крента в размере 8,8;
  • на природные алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни — с 8% до 8,4%;
  • на апатит-штаффелитовую руду — с 82 до 90 руб. за тонну;
  • на уголь — за счет применения при расчете нового коэффициента Кэнрг (дополнительная надбавка к ставке в размере 10% от превышения цены в морских портах ДФАО над установленным пороговым значением);
  • на апатит-магнетитовую руду — с 207 до 218 руб. за тонну;
  • на маложелезистую апатитовую руду — с 132 до 145 руб. за тонну;
  • на апатит-нефелиновую, апатитовую и фосфоритовую руду — в 2,21 раза за счета увеличения коэффициента Крента с 7 до 15,5;
  • на полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов, получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, — за счет увеличения суммы налога на показатель Кдрм.
Акцизы
Предлагается:
  • ввести акциз на фармсубстанцию спирта с одновременным предоставлением полного вычета акциза на спирт, использованный для производства лекарств (конкретный перечень лекарств и медицинских изделий для предоставления вычета будет утверждать Правительство РФ);
  • ввести акциз на жидкий никотин с одновременным предоставлением сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции;
  • ввести акциз на природный газ, используемый для производства аммиака (ставка составит 2400 руб. за 1 тыс. м3).
Амнистия при дроблении
При добровольном отказе от дробления в 2025 и 2026 годах налоги, штрафы и пени за 2022–2024 годы применяться не будут; при этом амнистия не будет распространяться на уже вступившие в силу решения налоговых органов.
Под дроблением бизнеса будет пониматься «разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов».
По подсчетам Минфина России, повышение налоговой нагрузки должно принести в бюджет около 2,6 трлн руб. дополнительных доходов в 2025 году.

Разработан порядок подтверждения источников происхождения средств, вносимых в уставный капитал производителей этилового спирта

Напомним, недавно был принят закон об ужесточении требований к производителям этилового спирта и спиртных напитков.
В частности, минимальный размер уставного капитала организаций, обращающихся за получением лицензии на производство этилового спирта, повышается с 10 до 100 млн руб.
Одновременно вводится запрет на оплату уставного капитала неденежными средствами, а также заемными средствами учредителей.
Теперь утверждено постановление Правительства РФ, определяющее порядок подтверждения источников происхождения средств, вносимых в оплату уставного капитала производителей этилового спирта.
Предполагается, что учредители смогут подтвердить происхождение денежных средств следующим образом:
  • учредители ― юридические лица должны будут представить расчет стоимости чистых активов (сумма денежных средств, внесенных таким лицом в уставный капитал производителя этилового спирта, не должна превышать размера чистых активов);
  • учредители ― физические лица должны будут подтвердить происхождение средств с помощью специальной формы (сумма денежных средств, внесенных физическим лицом, не должна превышать величину его дохода, уменьшенную на величину установленных расходов и обязательств).

Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект о семейной налоговой выплате

Родителям в семьях с двумя и более детьми со среднедушевым доходом в месяц менее полуторакратного размера минимального прожиточного минимума в субъекте проживания компенсируют часть уплаченного НДФЛ.
При назначении выплаты будут учитывать детей до 18 лет или до 23 лет при условии их обучения на дневном отделении вуза.
Размер ежегодной выплаты будет определяться в виде разницы между суммой уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой НДФЛ, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме.
Предусматривается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2026 года.

Опубликованы актуальные сервисы информационного взаимодействия для участников налогового мониторинга

На сайте ФНС России актуализированы электронные сервисы для интеграции информационных систем участников налогового мониторинга с АИС «Налог-3». В их числе 30 API-сервисов, которые были опубликованы ранее.
К ним добавится сервис для направления требования о представлении пояснений в адрес налогоплательщика в электронной форме.
Кроме того, опубликованы 22 новых электронных сервиса по лотерейным компаниям для интеграции информационных систем налогоплательщиков с АИС «Налог-3». Они должны быть реализованы на стороне участников налогового мониторинга, занимающихся лотерейной деятельностью, до 2 июня 2025 года.
Всего в настоящий момент доступно для тестирования 52 электронных сервиса, 17 из них компаниям необходимо внедрить в этом году.