ВС РФ: увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли не приводит к возникновению налога у источника — иностранный статус акционера не означает допустимость применения к нему более обременительных условий налогообложения в РФ
По решению единственного иностранного (Иран) акционера нераспределенная прибыль российского банка была направлена на увеличение уставного капитала.
По мнению налоговой инспекции, в момент увеличения уставного капитала произошла выплата иранскому акционеру дохода в виде дивидендов.
В связи с этим российскому банку был начислен налог у источника по ставке 5% (с учетом СОИДН между РФ и Ираном), а также штраф и пени.
Суды трех инстанций приняли решение в пользу инспекции.
Один из центральных аргументов заключался в том, что положения НК РФ, освобождающие акционера от налогообложения дохода в виде роста номинальной стоимости акций при увеличении уставного капитала, не применяются к иностранным организациям без постоянного представительства в России — такие организации облагаются налогом у источника по правилам ст. 309 НК РФ с учетом СОИДН.
Проиграв спор, банк решил обратиться в ВС РФ, утверждая, что он не осуществлял никаких выплат в адрес иностранного акционера, ввиду чего не должен был выступать налоговым агентом.
ВС РФ отменил решения нижестоящих инстанций и принял решение в пользу банка, руководствуясь следующими аргументами:
из прочтения положений пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что при увеличении уставного капитала российской организации за счет ее нераспределенной прибыли доход акционера в виде прироста номинальной стоимости акций освобождается от уплаты налога на прибыль;
российская организация — единственный акционер другой российской организации — в аналогичной ситуации освобождалась бы от уплаты налога на прибыль;
этот принцип не означает, что РФ обязана предоставлять резидентам другой страны какие-либо преференции в сфере налогообложения или обеспечивать полную идентичность условий налогообложения — он означает, что такие различия не могут быть произвольными;
принципиальных экономических различий в положении российских и иностранных акционеров при принятии решения о направлении нераспределенной прибыли прошлых лет на увеличение уставного капитала не имеется;
в связи с изложенным выше акционер, сохранивший капитализацию российской дочерней компании, не должен подвергаться более обременительным условиям налогообложения в РФ только по причине его иностранного статуса;
позиция инспекции не соответствует целям заключения СОИДН и не способствует поощрению инвестиций.
Таким образом, по мнению ВС РФ, с учетом наличия положения о недискриминации в СОИДН между РФ и Ираном, иностранный акционер в спорной ситуации мог воспользоваться освобождением полученного дохода от налогообложения, предусмотренным НК РФ.
Соответственно российский банк не должен был выступать налоговым агентом и уплачивать налог у источника.
Обращаем внимание, что выводы ВС РФ во многом строятся на положении СОИДН о недискриминации.
В этой связи напоминаем, что действие отдельных положений СОИДН с недружественными странами (включая статьи, предусматривающие нормы о недискриминации) было приостановлено.
В этой связи не исключено, что в ситуации акционера из недружественной страны в текущих реалиях исход спора мог бы быть иным.
Минфин России обозначил планы по расширению работы, связанной с выявлением схем уклонения от уплаты налогов
Первым направлением будет борьба с «механизмами налоговой оптимизации» компаний, осуществляющих розничную торговлю через электронные площадки. Электронная коммерция в части налоговой нагрузки имеет преимущества перед традиционной розницей, поэтому условия торговли «необходимо выравнивать».
Следующим направлением будет выявление схем, применяемых для сокращения налогообложения физических лиц. Налоговые специалисты уже усилили контроль за трудоустройством самозанятых, которые работают с маркетплейсами. Это связано с тем, что налоговые органы подозревают компании в подмене штатных сотрудников самозанятыми, что может приводить к уходу от уплаты трудовых налогов (НДФЛ и страховых взносов).
Утверждены правила заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта в целях применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль
Напомним, что в конце прошлого года был принят закон, которым введен новый вид инвестиционного вычета по налогу на прибыль.
Он распространен на инвестиции, отвечающие следующим условиям:
инвестиции осуществлены в рамках заключенного с субъектом РФ соглашения о реализации инвестиционного проекта;
такой проект включен в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ или соответствует критериям, которые утвердит Правительство РФ;
проект включен в реестр инвестиционных проектов с государственной/муниципальной поддержкой в форме инвестиционного вычета.
Более подробно см. в выпуске «Новости законодательства» от 10 июля 2023 года.
На днях Правительство РФ утвердило правила заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта и его форму.
Условием заключения соглашения является наличие закона субъекта, которым установлено право на вычет.
Среди существенных условий соглашения:
инвестор не относится к категории налогоплательщиков, которые не вправе применять вычет;
предмет соглашения — реализация инвестиционного проекта, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ;
обязательство инвестора по достижению показателей эффективности от реализации инвестиционного проекта и др.
Для заключения соглашения инвестор должен будет представить заявление в произвольной форме.
В целях осуществления мониторинга инвестор ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, предоставляет отчеты о выполнении плана мероприятий по осуществлению капитальных вложений и достижении значений показателей эффективности от реализации проекта.
ЦБ РФ не видит необходимости в продлении указа о валютной выручке
Заместитель директора Департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган отметил, что «само по себе повышение ключевой ставки значимо влияет на динамику курса по двум каналам. Первый канал — она несколько «охлаждает» импорт, второй канал — это, скажем так, более экономично стимулирует экспортеров продавать валютную выручку». При этом указ об обязательной продаже валютной выручки экспортерами теряет свою актуальность.
Напомним, что 11 октября прошлого года указом Президента РФ была вновь введена обязательная продажа валютной выручки экспортеров (более подробно см. в наших новостных выпусках от 11 и от 20 октября 2023 года).
Указ в широком доступе опубликован не был, Кремль пояснял, что он предназначен для служебного пользования.
Меры коснулись 43 групп компаний, относящихся к отраслям топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства.
Нацпроект «Производительность труда» расширен на туристическую отрасль
Предприятия сферы туризма с выручкой от 180 млн руб. теперь могут получить поддержку национального проекта «Производительность труда».
Речь идет о гостиницах, кемпингах, коттеджах, санаторно-курортных организациях, турагентствах и туроператорах, ярмарках, парках культуры и отдыха, пляжах и аттракционах.
Для участия в нацпроекте достаточно подать заявку на платформе «Производительность.рф».
Правительство РФ утвердило правила определения минимальных цен на жидкости для вейпов
Правила будут действовать с 1 сентября 2024 года.
Определять минимальную стоимость такой продукции будет Минсельхоз России. Министерство должно будет публиковать на своем сайте минимальные цены до 1 июля 2024 года.
Постановление кабмина содержит формулы расчета минимальных цен никотинсодержащей продукции. Минимальная цена высчитывается на основе значения ставки акциза на сам продукт: жидкость для вейпа, табак для нагревания или табак для кальяна.
ФНС России ввела новые формы и форматы реестров для обоснования ставки НДС 0% при экспорте
Напомним, что с 1 января 2024 года вступили в силу новые нормы, которые упрощают процедуру подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте и реэкспорте товаров.
Речь идет в том числе о представлении в налоговые органы реестров.
ФНС России опубликовала рекомендуемые формы и форматы данных реестров. Среди них:
реестр таможенных деклараций;
реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом;
реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию РФ) природного газа трубопроводным транспортом и др.
В Госдуму РФ внесен пакет законопроектов, которым предлагается отменить транспортный налог
Первый законопроект предусматривает признание утратившими силу статей НК РФ, регламентирующих положения, которые касаются транспортного налога.
Вторым законопроектом предлагается одновременно с отменой транспортного налога изменить норматив зачисления акцизов на производимый в РФ автомобильный бензин 5-го класса. Он направлен на компенсацию выпадающих доходов регионов из-за отмены транспортного налога и предполагает с 1 января 2025 года полное зачисление поступлений по данным акцизам в бюджеты субъектов РФ.