Новые налоговые поправки прошли первое чтение
Речь идет о законопроекте № 727330-8, подробно мы рассказывали о нем в одном из наших выпусков.
Среди ключевых инициатив, предлагаемых этим законопроектом:
Поправки ко второму чтению должны быть представлены до 20 октября, при этом второе чтение должно состояться, как следует из постановления Госдумы РФ, уже 22 октября.
Финального решения по поправкам пока нет, но некоторые дискуссии уже появились в СМИ.
Изменения, которые можно ожидать ко второму чтению:
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
Среди ключевых инициатив, предлагаемых этим законопроектом:
- донастройка ФИНВ ― предоставление права начислять амортизацию в части стоимости объектов за вычетом ФИНВ;
- увеличение с 15% до 20% ставки налога на прибыль с процентных доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также обращающимся облигациям российских организаций;
- индексация ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, сидр, пуаре, медовуху и пиво, сигареты, нефтепродукты;
- внесение изменений в критерии признания напитков сахаросодержащими;
- повышение до полутора МРОТ ежемесячного вознаграждения, по достижении которого предприятия МСП начинают уплачивать страховые взносы по льготному тарифу.
Поправки ко второму чтению должны быть представлены до 20 октября, при этом второе чтение должно состояться, как следует из постановления Госдумы РФ, уже 22 октября.
Финального решения по поправкам пока нет, но некоторые дискуссии уже появились в СМИ.
Изменения, которые можно ожидать ко второму чтению:
- очередной пересмотр подхода к ФИНВ ― помимо амортизации объектов, в отношении которых применяется ФИНВ, предлагается предоставить право применять и амортизационную премию (взамен размер самого ФИНВ будет сокращен вдвое ― с 6% до 3% от суммы инвестиций);
- выравнивание условий обложения НДФЛ в отношении замещенных корпоративных еврооблигаций и суверенных еврооблигаций РФ;
- повышение акциза на сладкие напитки вместо предусмотренного первой редакцией законопроекта уменьшения доли подсластителей для признания напитка подакцизным.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ
ФНС России опубликовала методические рекомендации по переходу «упрощенцев» на уплату НДС
В довольно объемном документе (19 стр.) ФНС России ответила на самые популярные вопросы, связанные с переходом налогоплательщиков, применяющих УСН, на уплату НДС:
Также в методических рекомендациях приведено множество расчетных примеров.
Источник: Официальный сайт ФНС России
- с 1 января 2025 года все налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС;
- если доходы налогоплательщика за 2024 год не превысили 60 млн руб., то с 1 января 2025 года обязанности по уплате НДС не возникает, при этом такое освобождение предоставляется автоматически — никаких заявлений налогоплательщику подавать не нужно;
- такие «упрощенцы», не уплачивающие НДС ввиду непревышения порога по доходам, не обязаны представлять декларацию по НДС, а также вести книги покупок и продаж;
- если в течение 2025 года доход превысит 60 млн руб., то обязанность по уплате НДС возникнет начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором порог по доходам был превышен;
- вновь созданные организации, применяющие УСН, не уплачивают НДС до тех пор, пока их годовой доход не превысит 60 млн руб.;
- порог в 60 млн руб. рассчитывается по общим правилам — если налогоплательщик применял УСН, то доходы определяются по кассовому методу;
- налогоплательщики, которые все-таки будут уплачивать НДС, вправе пользоваться всеми доступными освобождениями (ст. 149 НК РФ и ст. 146 НК РФ);
- при переходе на уплату НДС у налогоплательщиков будет право выбора: уплачивать НДС по общим ставкам (20% или 10%) с правом вычета входного НДС или по льготным ставкам (5% или 7%), но без права на вычет входного НДС;
- уведомлять налоговый орган о выборе ставки НДС не требуется — инспекция узнает о выборе из представленной налогоплательщиком декларации;
- выбор ставки рекомендуется делать исходя из структуры затрат налогоплательщика;
- если выбор сделан в пользу льготных ставок (5% или 7%), то их придется применять минимум 12 налоговых периодов, за исключением ситуаций, когда налогоплательщик утратит право на применение УСН или получит автоматическое освобождение в последующем году в силу непревышения порога по доходам в 60 млн руб.;
- налогоплательщики, которые выбрали ставки 5% или 7%, смогут применить специальную ставку 0% в отношении экспорта, международных перевозок, транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок при соблюдении общих требований, но без права на вычет входного НДС;
- НДС, предъявленный покупателям по ставке 5% или 7%, подлежит вычету на общих условиях;
- НДС исчисляется «упрощенцами» по общим правилам — на наиболее раннюю из дат: день отгрузки или день получения предоплаты (с правом на дальнейший вычет такого НДС в момент отгрузки товара);
- если предоплата была получена в 2024 году, а отгрузка будет в 2025 году и покупатель не согласится увеличить цену на НДС, то в момент отгрузки НДС будет исчисляться исходя из расчетной ставки НДС;
- при переходе на уплату НДС по общим ставкам входной НДС по покупкам 2024 года можно будет принять к вычету при условии, что он не был включен в состав расходов по УСН;
- налогоплательщик УСН обязан восстановить ранее принятый к вычету входной НДС при изменении режима обложения НДС: при переходе с общих ставок (20% или 10%) на льготные (5% или 7%), а также при переходе на освобождение от НДС в связи с непревышением порога по доходам;
- в случае применения льготных ставок НДС в кассовом чеке должен быть указан именно по этим ставкам (5% или 7%), однако если разработчики ПО для ККТ не предоставят к 1 января 2025 года соответствующую прошивку, то можно временно формировать чеки «без НДС».
Также в методических рекомендациях приведено множество расчетных примеров.
Источник: Официальный сайт ФНС России
ФНС России прокомментировала обязанность российских маркетплейсов, через которые реализуются товары из ЕАЭС, по уплате НДС
Напомним, что в конце мая был принят закон, в соответствии с которым создан механизм взимания НДС по стране назначения товара при реализации налогоплательщиками ЕАЭС товаров через электронные торговые площадки покупателям — физическим лицам.
Так, при реализации продавцами ЕАЭС товаров через интернет физическим лицам, получающим такие товары в РФ, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в России.
Такую обязанность выполняют следующие лица:
Ведомство разъяснило, как российским маркетплейсам необходимо исполнять обязанность по уплате налога:
Также ФНС России прокомментировала, как отразить обязанность по уплате НДС в декларации (до внесения в форму соответствующих изменений).
Источник: Гарант, Письмо ФНС России от 14 октября 2024 года № СД-4-3/11667@ «О налоге на добавленную стоимость»
Так, при реализации продавцами ЕАЭС товаров через интернет физическим лицам, получающим такие товары в РФ, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в России.
Такую обязанность выполняют следующие лица:
- иностранные организации/ИП из ЕАЭС, осуществляющие реализацию товаров физическим лицам через собственные интернет-магазины;
- иностранные организации/ИП из ЕАЭС, посредством электронных торговых площадок которых реализуются товары иностранных продавцов из ЕАЭС;
- российские организации/ИП, посредством электронных торговых площадок которых реализуются товары иностранных продавцов из ЕАЭС (российские маркетплейсы).
Ведомство разъяснило, как российским маркетплейсам необходимо исполнять обязанность по уплате налога:
- моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) реализованных товаров;
- налоговая база определяется как стоимость указанных товаров с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации;
- в налоговую базу подлежат включению все суммы оплаты (частичной оплаты) реализованных товаров, полученные российскими маркетплейсами в истекшем налоговом периоде независимо от того, когда состоялось фактическое получение товаров покупателем — физическим лицом;
- сумма НДС определяется исходя из расчетной ставки — 16,67% или 9,09%;
- при возврате ранее реализованного товара либо при отказе покупателя — физического лица от поставки оплаченного (частично оплаченного) ранее исчисленная сумма НДС подлежит вычету.
Также ФНС России прокомментировала, как отразить обязанность по уплате НДС в декларации (до внесения в форму соответствующих изменений).
Источник: Гарант, Письмо ФНС России от 14 октября 2024 года № СД-4-3/11667@ «О налоге на добавленную стоимость»
Правительство РФ сформирует список стратегически значимых лекарств
Минздрав России опубликовал проект изменений в закон об обороте лекарственных средств.
Предлагается ввести такое понятие, как «список стратегически значимых лекарственных средств» (СЗЛС), и наделить Правительство РФ правом формировать такой список.
СЗЛС — это лекарства, выпуск которых должен быть налажен в России.
Это необходимо, чтобы обеспечить производство в РФ качественных, эффективных и безопасных лекарств и недопущение нехватки таких препаратов на внутреннем рынке.
Проектом закона также предусматривается, что производителям препаратов из перечня СЗЛС будут обеспечены меры поддержки, которые определит Минпромторг России.
Предполагается, что поправки вступят в силу 1 мая 2025 года.
Источник: Парламентская газета
Предлагается ввести такое понятие, как «список стратегически значимых лекарственных средств» (СЗЛС), и наделить Правительство РФ правом формировать такой список.
СЗЛС — это лекарства, выпуск которых должен быть налажен в России.
Это необходимо, чтобы обеспечить производство в РФ качественных, эффективных и безопасных лекарств и недопущение нехватки таких препаратов на внутреннем рынке.
Проектом закона также предусматривается, что производителям препаратов из перечня СЗЛС будут обеспечены меры поддержки, которые определит Минпромторг России.
Предполагается, что поправки вступят в силу 1 мая 2025 года.
Источник: Парламентская газета
ЦБ РФ предложил ввести период охлаждения по потребительским кредитам
Свои предложения регулятор направил в Минфин России.
Период охлаждения составит 4 часа для кредитов от 50 до 200 тыс. руб., для более крупных ― 48 часов.
Он не будет применяться для заимствований до 50 тыс. руб., а также для ипотеки, автокредитов и образовательных займов с участием государства.
Во время периода охлаждения банки будут проверять, есть ли у заявки на кредит признаки мошеннических действий.
Источник: Коммерсант
Период охлаждения составит 4 часа для кредитов от 50 до 200 тыс. руб., для более крупных ― 48 часов.
Он не будет применяться для заимствований до 50 тыс. руб., а также для ипотеки, автокредитов и образовательных займов с участием государства.
Во время периода охлаждения банки будут проверять, есть ли у заявки на кредит признаки мошеннических действий.
Источник: Коммерсант
Очередность удовлетворения обязательных платежей в банкротстве предложили уточнить
Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы РФ.
Инициатива направлена на регулирование вопросов очередности удовлетворения обязательных платежей в банкротстве.
Законопроектом предусматривается, что в составе требований кредиторов по текущим платежам пятой очереди удовлетворяются также требования об уплате возникших после даты принятия заявления о признании должника банкротом:
В составе требований третьей очереди предлагается удовлетворять требования об уплате обязательных платежей, начисленных в связи с реализацией имущества, составляющего конкурсную массу (налог на прибыль/единый налог в рамках УСН), а также об уплате восстановленного НДС, принятого к вычету в рамках налогового периода, истекшего до принятия заявления о признании должника банкротом.
Также согласно инициативе требования работников, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, включаются в реестр требований кредиторов в полном размере без вычета подлежащих удержанию сумм НДФЛ. При этом в случае осуществления в ходе процедуры банкротства расчетов по таким требованиям удерживаемые должником суммы этого налога или таких взносов уплачиваются в режиме реестровых требований второй очереди.
Напомним, что на рассмотрении Госдумы РФ находится еще один законопроект об уточнении очередности погашения обязательных платежей при банкротстве (по нему не было никакого движения с февраля 2024 года).
Источник: Парламентская газета
Инициатива направлена на регулирование вопросов очередности удовлетворения обязательных платежей в банкротстве.
Законопроектом предусматривается, что в составе требований кредиторов по текущим платежам пятой очереди удовлетворяются также требования об уплате возникших после даты принятия заявления о признании должника банкротом:
- обязательных платежей, начисленных в связи с продолжением хозяйственной деятельности должника, в том числе налога на прибыль и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН;
- налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога;
- восстановленного НДС, принятого к вычету в рамках налогового периода, истекшего после принятия заявления о признании должника банкротом.
В составе требований третьей очереди предлагается удовлетворять требования об уплате обязательных платежей, начисленных в связи с реализацией имущества, составляющего конкурсную массу (налог на прибыль/единый налог в рамках УСН), а также об уплате восстановленного НДС, принятого к вычету в рамках налогового периода, истекшего до принятия заявления о признании должника банкротом.
Также согласно инициативе требования работников, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, включаются в реестр требований кредиторов в полном размере без вычета подлежащих удержанию сумм НДФЛ. При этом в случае осуществления в ходе процедуры банкротства расчетов по таким требованиям удерживаемые должником суммы этого налога или таких взносов уплачиваются в режиме реестровых требований второй очереди.
Напомним, что на рассмотрении Госдумы РФ находится еще один законопроект об уточнении очередности погашения обязательных платежей при банкротстве (по нему не было никакого движения с февраля 2024 года).
Источник: Парламентская газета
Обновлена форма расчета по страховым взносам
По ней нужно отчитываться начиная с I квартала 2025 года.
Внесенные изменения в большинстве своем связаны с недавно принятыми к НК РФ поправками:
Источник: Бух.1С
Внесенные изменения в большинстве своем связаны с недавно принятыми к НК РФ поправками:
- переводом малых и средних предприятий обрабатывающей сферы на единый пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат работникам, превышающих МРОТ;
- вывод из состава единого налогового платежа (ЕНП) уплаты дополнительных страховых взносов.
Источник: Бух.1С
Обновлены формы заявлений, используемых налоговыми органами при учете иностранных лиц
Изменения в большей степени касаются продавцов и посредников из ЕАЭС, на которых при реализации в рамках дистанционной торговли товаров лицам, находящимся в РФ, с 1 июля 2024 года возлагается обязанность встать на учет в российских налоговых органах и уплачивать НДС.
Приказ ФНС России содержит формы и форматы:
Перечисленные формы и форматы вступят в силу 1 ноября 2024 года.
Формы заявлений, утвержденные Приказом ФНС России от 5 марта 2019 года № ММВ-7-3/118@, утратят силу.
Источник: Бух.1С
Приказ ФНС России содержит формы и форматы:
- заявления иностранного лица о постановке на учет в налоговом органе;
- заявления иностранного лица об изменениях в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях;
- заявления иностранного лица о снятии с учета в налоговом органе.
Перечисленные формы и форматы вступят в силу 1 ноября 2024 года.
Формы заявлений, утвержденные Приказом ФНС России от 5 марта 2019 года № ММВ-7-3/118@, утратят силу.
Источник: Бух.1С
Обновлены формы документов для включения в реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи
В новой редакции изложены формы заявлений о включении в реестр, о внесении изменений в него, а также решений о включении в реестр и о внесении изменений в него.
Кроме того, внесены изменения, связанные с переименованием Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынками.
Источник: Консультант Плюс
Кроме того, внесены изменения, связанные с переименованием Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынками.
Источник: Консультант Плюс
Минфин России: раздельный учет доходов в рамках режима СПВ
Минфин России напомнил, что льготные ставки налога на прибыль организаций, предусмотренные для резидентов свободного порта Владивосток (СПВ), применяются к прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений об осуществлении деятельности на территории СПВ.
При определении налоговой базы по соответствующей деятельности учитываются в том числе и внереализационные доходы, полученные в рамках исполнении соглашения.
Однако если деятельность не предусмотрена соглашением, то соответствующие доходы, в том числе внереализационные, не могут формировать льготируемую налоговую базу.
Источник: Гарант, Письмо Минфина России от 5 сентября 2024 года № 03-03-07/84447
При определении налоговой базы по соответствующей деятельности учитываются в том числе и внереализационные доходы, полученные в рамках исполнении соглашения.
Однако если деятельность не предусмотрена соглашением, то соответствующие доходы, в том числе внереализационные, не могут формировать льготируемую налоговую базу.
Источник: Гарант, Письмо Минфина России от 5 сентября 2024 года № 03-03-07/84447