Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 30 октября 2023 года

Экспортеров предлагают заставить отчитываться о валютной позиции дочерних предприятий, в том числе зарубежных

Согласно действующему законодательству крупнейшие экспортеры обязаны представлять в Банк России информацию о получении ими средств по внешнеторговым контрактам, а также об активах и обязательствах в иностранной валюте, которые подлежат оплате в пользу нерезидентов.
Внесенным в Госдуму РФ законопроектом предлагается расширить обязательство по предоставлению такой информации ― ее нужно будет предоставлять не только в отношении самого экспортера, но и в отношении его дочерних предприятий, в том числе расположенных за рубежом.
Банк России подготовит непубличный перечень экспортеров, которые должны будут предоставлять эти сведения.
Порядок доведения информации о включении компаний в перечень, а также сроки и порядок представления ими отчетности также определит Банк России.
Если закон будет принят, то его положения начнут применяться с 1 января 2024 года.
Поправки стали еще одним шагом на пути к ужесточению валютного регулирования.
Напомним, недавним указом Президента РФ было введено требование о репатриации иностранной валюты, полученной по экспортным контрактам, которое распространяется в том числе на дочерние компании экспортеров (включая зарубежные).
Подробно мы рассказывали о новых требованиях в выпуске от 20 октября 2023 года.

Законопроект об ИИС-III внесен в Госдуму РФ

Законопроектом предусмотрена возможность начиная с 2024 года оформлять новый договор на ведение индивидуального инвестиционного счета с более гибкими условиями (ИИС-III).
Отметим ключевые отличия ИИС-III:
  • физические лица смогут открывать одновременно до трех счетов ИИС-III;
  • сумма, вносимая на счет, не ограничивается;
  • ИИС-III смогут открывать и вести также управляющие компании ПИФ (на начальном этапе на счетах смогут учитываться паи только открытых ПИФ);
  • средства с ИИС-III можно будет вывести полностью или частично без прекращения договора на ведение ИИС-III при возникновении особой жизненной ситуации;
  • в целях исключения злоупотреблений законопроектом устанавливается, что перечисление доходов и выплат, вытекающих из договоров, заключенных на основании договора на ведение ИИС-III, не на ИИС-III не допускается.
Договор на ИИС-III можно будет заключить с 1 января 2024 года при условии, что у физического лица нет действующего договора на ведение ИИС-I и/или ИИС-II.
При этом ИИС-I и ИИС-II продолжат свое действие на ранее установленных правилах, также их можно будет трансформировать в ИИС-III.
Напомним, что недавно в Госдуму РФ был также внесен законопроект о предоставлении вычетов по НДФЛ в отношении ИИС-III.
Вычет будет включать:
  • денежные средства, внесенные налогоплательщиком в налоговом периоде на ИИС-III, открытый начиная с 1 января 2024 года;
  • положительный финансовый результат, полученный по операциям, учитываемым на ИИС-III.
Первый вычет (совокупно с вычетом на пенсионные взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и на взносы по договорам долгосрочных сбережений) будет предоставляться в пределах 400 тыс. руб. в год.
Второй вычет будет предоставляться в размере не более 30 млн руб. за налоговый период по всем договорам на ведение ИИС, прекращенным в таком налоговом периоде. Однако претендовать на него можно будет по истечении не менее 10 лет с даты заключения ИИС-III (в переходный период ― по истечении не менее пяти лет с постепенным повышением срока на один год вплоть до 10 лет).

Механизм эскроу-счетов предлагается распространить на ИЖС

В Госдуму РФ внесен пакет законопроектов о внедрении механизма эскроу-счетов в индивидуальное жилое строительство (ИЖС).
Подрядчик по ИЖС будет вправе заключить договор строительного подряда с использованием эскроу-счета при применении типовой проектной документации или домокомплектов, включающих в себя материалы, относящиеся к продукции отечественной промышленности.
В этом случае подрядчик должен будет раскрыть информацию о себе и строительстве объекта ИЖС в единой информационной системе жилищного строительства.
Размещенные на эскроу-счетах средства буду застрахованы по аналогии со счетами для расчетов по договорам долевого участия в строительстве ― максимальная сумма возмещения по ним составит 10 млн руб.
Эксперты положительно оценивают предложенные поправки, но только в долгосрочной перспективе.
Помимо правового регулирования, предлагается внести изменения в порядок обложения подрядчиков НДС ― если подрядчики строят объект ИЖС по договору с физическим лицом с использованием эскроу-счетов, то выполненные ими работы будут освобождены от уплаты НДС.

Власти предложили ввести для инжиниринговых компаний налоговые льготы по аналогии с ИТ

Минпромторг России разработал проект концепции развития инжиниринга и промышленного дизайна в России (пока официально не опубликован).
Документом предлагается предоставить инжиниринговым компаниям налоговые льготы:
  • нулевую ставку налога на прибыль;
  • пониженный тариф страховых взносов (7,6% вместо 30%);
  • освобождение услуг промышленного дизайна от уплаты НДС.
Помимо налоговых льгот, заявлены и финансовые преференции (кредитование под залог будущей выручки, компенсация затрат по кредитам, возмещение затрат на дизайн).
Для применения льгот компания должна будет входить в специальный реестр инжиниринговых организаций и фирм промышленного дизайна, для включения в который должны выполняться определенные условия:
  • наличие профильного ОКВЭД;
  • налоговое резидентство России;
  • доля доходов от деятельности в области инжиниринга или промышленного дизайна более 30%;
  • опыт успешного оказания услуг (по профильному ОКВЭД), ежегодная выручка более 10 млн руб. за три предшествующих года;
  • срок функционирования организации не менее трех лет;
  • средняя заработная плата штатных сотрудников не ниже средней по стране или региону;
  • согласие на раскрытие налоговой тайны.
Один раз в два года компании должны будут подтверждать право находиться в реестре.

Минфин России: ставка НДФЛ при получении резидентом Кипра непропорционально распределенных дивидендов

Ведомство обратило внимание на то, что НК РФ и СОИДН с Кипром по-разному подходят к определению термина «дивиденды»:
  • согласно НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный участником от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим участнику акциям/долям пропорционально доле его участия в капитале этой организации;
  • СОИДН же предлагает более широкое определение, признавая дивидендами доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доходы, даже выплачиваемые в форме процентов, которые облагаются как дивиденды по законодательству страны, резидентом которой является компания, выплачивающая дивиденды.
По мнению Минфина России, учитывая более широкое значение термина «дивиденды» в СОИДН по сравнению с НК РФ, при распределении прибыли не пропорционально доле участия в уставном капитале в пользу физического лица ― резидента Кипра возникает доход, который следует квалифицировать как дивиденды.
Таким образом, распределяемая прибыль российской организации кипрскому участнику не пропорционально его доле участия в уставном капитале такой российской организации, полученная до 8 августа 2023 года (дата частичного приостановления СОИДН с недружественными странами), подлежит налогообложению в соответствии с положениями СОИДН, регулирующими налогообложение дивидендов.
При этом в случае получения кипрским резидентом дохода после 8 августа 2023 года такой доход облагается в соответствии с НК РФ.

ФНС России утвердила новую форму расчета 6-НДФЛ, которая вступит в силу в 2024 году

Соответствующий Приказ от 19 сентября 2023 года № ЕД-7-11/649@ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Приказ содержит:
  • обновленную форму 6-НДФЛ;
  • обновленную форму справки о доходах и суммах налога физического лица.
Изменения в большинстве своем носят технический характер:
  • показатели разделов 1 и 2 структурировали для установления контроля за корректностью заполнения показателей (это упрощает самостоятельный контроль за достоверностью отчетности, который ведет налоговый агент еще до момента представления ее в налоговый орган);
  • из расчета 6-НДФЛ исключены отдельные строки, не влияющие на расчет налога (например, сумма дохода, исчисленная в виде дивидендов, начисленная по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг);
  • в утвержденной форме справки о полученных физическим лицом доходах (Приложение № 1 к расчету 6-НДФЛ) исключена строка «Сумма налога перечисленная»;
Новая форма будет применяться начиная с представления расчета 6-НДФЛ за I квартал 2024 года.

Президент РФ утвердил новую Климатическую доктрину РФ

Доктрина принята в преддверии очередного раунда климатических COP28 в Дубае в ноябре-декабре 2023 года и ставит целью достижение Россией углеродной нейтральности — равновесия выбросов и поглощений СО2 — к 2060 году.
Новая доктрина заменяет собой документ от 2009 года.
В документе перечислены пять основных задач климатической политики России:
  • развитие информационной и научной основы климатической политики;
  • разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации;
  • разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
  • разработка комплекса мероприятий, которые обеспечивают сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, связанным с изменениями климата, на двусторонней или многосторонней основе.

Предлагается расширить права проверяемых на ознакомление с материалами таможенной проверки

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Поправками предлагается предусмотреть порядок ознакомления проверяемого лица (его представителя) с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра, изготовления выписок, фотографирования.
Результаты такого ознакомления будут фиксироваться в акте об ознакомлении с материалами таможенной проверки, форма которого будет утверждаться ФТС России.

За производство драгоценных камней без лицензии предложили штрафовать

Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей.
Штраф за осуществление предпринимательской деятельности, связанной с производством, использованием и обращением драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, без специального разрешения/лицензии (если такое разрешение/лицензия обязательны) может составить до 180 тыс. руб. с конфискацией предмета нарушения.
Кроме того, за непредоставление вовремя (либо предоставление в неполном объеме или недостоверном виде) сведений о драгоценных металлах и камнях в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота должностных лиц оштрафуют на сумму от 5 до 10 тыс. руб., ИП — от 10 до 20 тыс. руб., юридических лиц — от 25 до 40 тыс. руб.

Правительство РФ расширило границы ТОР «Амурская»

Согласно пресс-релизу на официальном сайте Правительства РФ включение в ТОР новых участков, расположенных в Благовещенске, даст возможность построить логистический терминал и создать предприятие по глубокой переработке древесины.
Всего в эти проекты будет инвестировано свыше 280 млн руб.