Минфин России: налогообложение вторичной корректировки по правилам ТЦО
Напомним, в конце прошлого года был подписан закон, которым внесены масштабные изменения в правила ТЦО.
Одна из поправок касается вторичной корректировки (Secondary adjustment).
Корректировка цены в контролируемой сделке приравнивается к дивидендам и облагается налогом у источника, если одновременно выполняются следующие условия:
сделка осуществлена между взаимозависимыми лицами;
одной из сторон сделки является лицо, не признаваемое резидентом РФ;
фактически примененная в сделке цена отличается от рыночной;
такое отличие стало основанием для корректировки налоговой базы (добровольной или по результатам налоговой проверки);
в результате корректировки у стороны сделки, не являющейся налоговым резидентом РФ, возник доход в сумме корректировки.
Налог у источника исчисляется по ставке 15%.
Нововведения применяются к сделкам, осуществленным начиная с 1 января 2024 года.
Ведомство отметило, что данные поправки в части вторичной корректировки соответствуют общепринятой мировой практике и положениям Руководства ОЭСР.
В результате вторичной корректировки возникает доход, в отношении которого:
государство, являющееся источником указанного дохода, имеет право на налогообложение;
порядок налогообложения указанного дохода зависит от его квалификации в качестве дивидендов или процентов согласно законодательству государства, являющегося источником дохода;
к указанному доходу применяются положения СОИДН;
у государства, резидентом которого является лицо, получающее доход, не возникает прямой обязанности предоставлять зачет налога, удержанного у источника.
Вместе с тем ведомство обратило внимание, что положения СОИДН применяются к лицам, являющимся резидентами одного из двух договаривающихся государств, и к видам налогов, специально поименованным в соглашении.
В этой связи Минфин России придерживается позиции, что все СОИДН распространяют свое действие на налог на прибыль организаций и НДФЛ, а также, что доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, возникающие от источников в РФ, подлежат обложению налогом на прибыль организаций или НДФЛ.
Учитывая изложенное, налогообложение рассматриваемого дохода, возникшего у лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в результате вторичной корректировки осуществляется в том числе с учетом положений соответствующего СОИДН.
Также Минфин России прокомментировал порядок привлечения к ответственности за неуплату налогов в связи с применением нерыночных цен в сделках с нерезидентами ― исходя из письма одновременно взыскиваются два штрафа:
по п. 1 ст. 129.3 НК РФ за неуплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и/или финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, ― в размере суммы налога, не удержанного с суммы дохода нерезидента в виде корректировки цены в сделке, но не менее 500 тыс. руб.;
по п. 1 ст. 123 НК РФ за невыполнение обязанности налогового агента по удержанию и/или перечислению налога с дохода нерезидента в виде корректировки цены в сделке ― в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению.
Власти усилили контроль за KPI в выкупленных у иностранных лиц компаниях
Как сообщают СМИ, власти начали проводить проверки выполнения KPI в компаниях, выкупленных у иностранных лиц.
Профильные ведомства запросили у новых собственников компаний отчеты, которые ранее были согласованы подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России.
Напомним, особый порядок сделок с нерезидентами действует в России с начала марта 2022 года.
При принятии решений о возможности проведения сделок по отчуждению недружественными лицами активов (акций, долей, вкладов) учитывается в том числе установление KPI для новых акционеров/собственников, например:
объем произведенной/реализованной продукции (тыс. ед.);
выручка (млрд руб.) ― EBITDA (млрд руб.);
процент рентабельности;
количество сотрудников;
налоговые отчисления (млрд руб.).
Как отмечают юристы как таковой ответственности за невыполнение KPI в действующих нормативных актах не предусмотрено.
Единый бизнес маркетплейсов предлагается разделить по видам деятельности
Напомним, что в 2022–2023 годах прошла череда скандалов, которые возникали между владельцами цифровых торговых платформ, их партнерами, сотрудниками и потребителями.
Среди основных претензий: сложности с возвратом товаров, нехватка достоверной информации о продукции, нарушение сроков доставки, одностороннее изменение комиссии, несправедливая система штрафов и др.
В связи с этим власти продолжают задумываться о возврате регулирования деятельности маркетплейсов.
На днях стало известно, что бизнес маркетплейсов могут раздробить на отдельные компании: онлайн-площадки, операторов пунктов выдачи заказов (ПВЗ), логистические сервисы и т. д.
Как сообщают СМИ, такая идея обсуждается в рабочей группе по разработке законопроекта, который должен будет регулировать отрасль онлайн-торговли.
Также предлагается снять запрет на использование агентской схемы при продаже продовольственных товаров на маркетплейсах в случае, если площадка находится в одной группе лиц с торговой сетью.
Еще одно предложение — обязать маркетплейсы проверять регистрацию продавцов в системе маркировки товаров, а также уведомлять продавца и ПВЗ об изменении условий работы за 14 дней в случае снижения заработка ПВЗ или роста комиссии площадки.
Напомним, что в конце прошлого года был подписан закон, в соответствии с которым предусматривается возможность начиная с 2024 года оформлять новый договор на ведение индивидуального инвестиционного счета с более гибкими условиями (ИИС-III).
Более подробно читайте в выпуске «Новости законодательства» от 30 октября 2023 года.
При этом ИИС первого и второго типов, открытые до 1 января 2024 года, продолжают действовать на прежних условиях.
Регулятор пояснил, что инвестор может трансформировать свой прежний ИИС в новый. В этом случае ему засчитают срок владения счетом, но не более трех лет. К таким трансформированным ИИС будут применяться уже новые правила, включая оформление налогового вычета и получение выплат по ценным бумагам.
Полученный доход по бумагам, которые учитываются на ИИС третьего типа, можно зачислить только на этот счет, а переводить выплаты, например, на банковский счет клиента, нельзя.
Также ЦБ РФ напомнил, что с 1 января 2024 года на ИИС любого типа запрещается приобретать иностранные финансовые инструменты. В то же время запрет не распространяется на ранее приобретенные зарубежные активы и не препятствует возможности трансформации ИИС.
Минфин России: восстановление НДС по объекту недвижимости, полученному при реорганизации
В письме рассматривается следующая ситуация:
Российская компания (РусКо1) в 2009 году приобрела объект недвижимости, входной НДС был предъявлен к вычету.
В дальнейшем был осуществлен ряд реорганизаций в форме присоединения и выделения, в результате которых собственником объекта недвижимости стала другая российская компания (РусКо2), при этом в течение всего времени объект недвижимости использовался в облагаемой НДС деятельности.
В 2024–2025 годах планируется очередная реорганизация в форме присоединения РусКо2 к третьей российской компании (РусКо3), после которой объект недвижимости будет использоваться в не облагаемой НДС деятельности.
С учетом положений НК РФ при реорганизации организации суммы НДС, ранее принятые ею к вычету по приобретенным объектам недвижимости, подлежат восстановлению у правопреемника в случае дальнейшего использования им таких объектов в необлагаемой деятельности.
Восстановление НДС осуществляется в особом порядке: восстановленная сумма НДС отражается в течение десяти лет с момента начала начисления амортизации по данному объекту (восстанавливать НДС не нужно, если объект полностью самортизирован или с момента его ввода в эксплуатацию прошло более 15 лет).
Возник вопрос: должен ли правопреемник восстанавливать НДС с учетом того, что первый правопредшественник ввел объект в эксплуатацию в 2009 году?
Минфин России подтвердил, что в случае получения правопреемником объекта недвижимости, по которому прошло более десяти лет с момента их ввода в эксплуатацию у первого правопредшественника, то обязанность по восстановлению НДС отсутствует.
Минфин России: применение НДС в отношении услуг застройщика по строительству апартаментов, оказываемых с 1 января 2024 года на основании ДДУ
С 1 января 2024 года услуги застройщиков, осуществляющих строительство апартаментов с привлечением средств дольщиков, облагаются НДС.
Минфин России напомнил, что новые правила применяются при строительстве объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено после 1 января 2024 года.
В отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до 1 января 2024 года, действуют прежние правила.
В связи с этим, если разрешение на строительство апартаментов, приобретаемых физическими лицами для личного, индивидуального или семейного использования, получено до 1 января 2024 года, то услуги застройщика, оказываемые с 1 января 2024 года на основании договоров участия в долевом строительстве, освобождаются от уплаты НДС (при этом застройщик не должен выполнять строительные работы собственными силами).
Минфин России: налогообложение имущественных прав, полученных от дочерней иностранной организации по решению суда
Передача имущественных прав может быть квалифицирована в качестве безвозмездной передачи в случае отсутствия встречных обязательств.
По мнению ведомства, если имущественные права передаются по решению суда вне зависимости от воли передающей стороны, то такая передача не может быть признана безвозмездной.
В то же время предусмотренный НК РФ перечень внереализационных доходов является открытым.
В частности, к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и/или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
В связи с этим, по мнению ведомства, полученные имущественные права, переданные по решению суда, все же учитываются в составе внереализационных доходов.