Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 5 июня 2023 года

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о налоге на сверхприбыль

Речь идет о разовом налоге чрезвычайного характера, за счет которого власти рассчитывают собрать около 300 млрд руб. дополнительных доходов федерального бюджета.
5 июня 2023 года законопроект был одобрен Комиссией по законопроектной деятельности при Правительстве РФ.
Законопроект будет рассмотрен на ближайшем заседании Правительства РФ, после чего он будет внесен в Госдуму РФ.
Текст законопроекта пока официально не опубликован.
Напомним, что плательщиками будут признаваться российские организации, а также постоянные представительства иностранных компаний.
От уплаты налога будут освобождены:
  • организации, включенные в реестр МСП;
  • организации, осуществляющие деятельность в области добычи углеводородного сырья/угля, переработки нефтяного сырья, производства СПГ;
  • организации, средняя арифметическая величина прибыли которых за 2021–2022 годы не превышает 1 млрд руб.
Объектом обложения будет «сверхприбыль», определяемая как разница между средней прибылью за 2021–2022 годы и средней прибылью за 2018–2019 годы.
Ставка составит 10%, налог должен быть уплачен в январе 2024 года.
При этом сумму налога можно будет уменьшить вдвое, если средства будут перечислены в бюджет в октябре-ноябре 2023 года.
Как мы понимаем, в ходе работы над законопроектом перечень освобожденных от его уплаты компаний был расширен ― в него также были включены компании ― плательщики ЕСХН (об этом сообщил Минфин России в своем официальном Telegram-канале).
Изменения были внесены по просьбе Минсельхоза России.
СМИ сообщают, что другие ведомства также обращались в Минфин России с предложением внести исключения в части курируемых ими отраслей (ИТ-сектор, медицина, ТОР и др.).
Однако, судя по всему, эти инициативы поддержаны не были.
Также «Ведомости» пишут, что разногласия при согласовании законопроекта возникли с Минюстом России, который, несмотря на одобрение инициативы, отметил в своем заключении некоторые аспекты, включая:
  • недостаточное обоснование освобождения предприятий добывающих отраслей от уплаты налога;
  • противоречие некоторых положений законопроекта Конституции РФ ― налогом предлагается облагать прибыль прошлых лет, что, по сути, означает придание налогу обратной силы.
В то же время, по данным издания, замечания Минюста России были урегулированы еще до рассмотрения законопроекта Комиссией по законопроектной деятельности.

ЦБ РФ: возможность блокировать решения не считается признаком нахождения под контролем в целях применения ограничений на сделки с лицами недружественных стран

В рамках действующих ограничений к лицам недружественных стран относятся:
  • граждане недружественных государств;
  • иностранные лица, если местом их регистрации, преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или преимущественного извлечения ими прибыли от ведения деятельности являются недружественные государства;
  • лица, которые находятся под контролем вышеуказанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или преимущественного ведения хозяйственной деятельности.
Регулятор пояснил, что в целях применения ограничительных указов (п. 1 Указа № 81, п. 1 и пп. «а» п. 12 Указа № 95, п. 1 Указа № 254, п. 1 Указа № 737, п. 11 и п. 12 Указа № 138) возможность блокировать принятие решений на основании закона, устава или договора не может рассматриваться в качестве признака нахождения под контролем.
При этом лицо считается находящимся под контролем при наличии любого из признаков, указанных в п.п. 1–2.1 ст. 5 Федерального закона № 57-ФЗ:
  • наличие права прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% уставного капитала контролируемого лица;
  • наличие права или полномочия определять решения, принимаемые контролируемым лицом;
  • осуществление полномочия управляющей компании контролируемого лица и др.

Россия попадет в черный список FATF?

Очередное пленарное заседание FATF запланировано на 19–23 июня 2023 года.
Эксперты опасаются, что по итогам заседания Россия может быть внесена в черный список FATF.
Публичных заявлений о возможном внесении России в такой список пока не поступало, однако ранее о таких рисках говорил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
Последствия попадания России в черный список могут быть очень болезненными — международные платежи для России будут либо невозможны, либо будут проходить с большими проблемами.
Причем речь идет о взаиморасчетах с контрагентами не только из недружественных стран, но и из Китая, Индии, Турции, Бразилии, так как последние тоже подчиняются стандартам FATF.
Пересмотр статуса России повлечет за собой усиленные проверки транзакций, часть иностранных банков могут отказаться от работы с Россией.
Эксперты полагают более вероятным попадание России в серый список FATF. В этом случае банки все равно будут тщательнее проверять транзакции с Россией. На практике это может привести к увеличению задержек и блокировок операций в связи с тем, что комплаенс-службы банков будут запрашивать дополнительные документы о деталях транзакции.
Напомним, что ранее FATF приостановила членство России (подробно мы рассказывали об этом в выпуске «Новости законодательства» от 10 марта 2023 года).

Вычет по НДФЛ для владельцев ИИС-III может составить до 30 млн руб.

Напомним, что недавно законопроект о введении нового финансового инструмента для формирования долгосрочных сбережений ИИС-III был передан в Правительство РФ.
Такой счет, предположительно, можно будет открыть начиная с 2024 года при условии, что у инвестора нет открытых ИИС-I или ИИС-II.
Более подробно об этом см. в выпуске «Новости законодательства» от 1 июня 2023 года.
Минфин России, в свою очередь, подготовил пакет поправок к НК РФ, согласно которым владельцы ИИС-III смогут получить вычет с доходов на сумму до 30 млн руб., если они продержат деньги на этом счете в течение не менее десяти лет.
Иными словами, максимальный размер суммы НДФЛ, от уплаты которого освободят доходы инвестора с ИИС, составит 3,9 млн руб. при ставке налога 13% или 4,5 млн руб. при ставке 15%.
При этом предлагается переходный период в зависимости от даты открытия ИИС-III: при открытии счета в 2024 году минимальный срок, в течение которого средства должны оставаться на счете, составит всего пять лет и будет увеличиваться каждый год вплоть до 2029 года (т. е. при открытии счета в 2024 году он составит пять лет, в 2025 году — шесть лет и так далее, а к 2029 году срок вырастет до десяти лет).
Кроме того, для владельцев ИИС-III предлагается ввести и другой вид налогового вычета — за внесение средств на счет, но его размер не превысит 400 тыс. руб. в год. Эта сумма может быть уменьшена, если инвестор также получает налоговый вычет на взносы по негосударственному пенсионному обеспечению в том же году.
Эксперты в целом поддерживают поправки, отмечая при этом, что минимальный срок, в течение которого средства должны оставаться на счете, слишком большой и может не заинтересовать инвесторов.
Источник: «РБК»

До конца 2024 года продлен упрощенный порядок регистрации лекарств

Председатель Правительства РФ М. Мишустин подписал постановление, которым до конца следующего года продлевается упрощенная процедура государственной регистрации отдельных лекарственных препаратов.
Ожидается, что решение поможет сохранить стабильность рынка медикаментов, оказавшегося под влиянием последствий санкций.
Упрощенная процедура позволяет получить все необходимые для государственной регистрации документы в более короткий период (срок проведения регистрации и экспертизы качества лекарственных средств сокращается на 30 дней).
Медикаменты, которые можно регистрировать в упрощенном порядке, определяет специальная межведомственная комиссия.
Также по решению этой комиссии вновь зарегистрированные зарубежные препараты могут продаваться в стране не только в российской, но и в иностранной упаковке с этикеткой на русском языке.
Это правило также будет действовать до конца 2024 года.
Что касается незарегистрированных в России препаратов, то они могут использоваться в случае выдачи временного разрешения.

Планируется создать систему гарантирования в сфере страхования жизни

Пакет законопроектов о гарантиях для граждан по договорам страхования жизни при отзыве лицензии у страховой компании направлен в Госдуму РФ.
Предлагаемая система гарантий во многом похожа на ту, которая уже используется для банковских вкладов и средств пенсионных накоплений.
Предельный размер гарантийной выплаты составляет 2,8 млн руб. по каждому застрахованному лицу, а в случае права на страховую выплату по риску смерти — 10 млн руб. по каждому застрахованному лицу в совокупности по всем договорам страхования жизни, заключенным с одним страховщиком, в отношении такого застрахованного лица.
Осуществлять выплаты в таком случае будет Агентство по страхованию вкладов как оператор системы гарантирования, ЦБ РФ будет выполнять координационную и надзорную функции.
Для осуществления выплат предлагается сформировать фонд за счет гарантийных взносов, дохода от инвестирования средств фонда, процентов за несвоевременную или неполную уплату гарантийных взносов и иных источников.
Также предусматривается процедура принудительной ликвидации страховой организации по иску ЦБ РФ в случае отзыва у нее всех ранее выданных лицензий. Функция ликвидатора будет возложена на Агентство по страхованию вкладов.
Ожидается, что создание системы гарантирования на рынке страхования жизни будет способствовать развитию рынка такого вида страхования, повышению доверия граждан к добровольному страхованию жизни и надежности этого сектора.

В Госдуму РФ внесен законопроект, усиливающий защиту розничных инвесторов на рынке ценных бумаг

На данный момент заключение физическими лицами договоров о производных финансовых инструментах вне биржевых рынков не лицензируется, в связи с чем, как отмечают авторы законопроекта, имеют место случаи нарушения прав и интересов инвесторов.
Внесенный в Госдуму РФ законопроект направлен на решение указанной проблемы путем признания такой деятельности регулируемой.
Для того чтобы обеспечить должный уровень защиты инвесторов и в то же время не создавать препятствий развитию дилерской деятельности, предлагается относить заключение краткосрочных договоров ПФИ к лицензии форекс-дилера, а всех остальных договоров — к лицензии дилера.
Для брокеров и управляющих предлагается сохранить действующий режим регулирования.

Некоторые переводы от 5 млн руб. будут подлежать обязательному контролю Росфинмониторинга

Напомним, ряд операций с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает определенное пороговое значение. При этом Росфинмониторинг может дополнительно устанавливать виды операций, подлежащих обязательному контролю, и допустимые суммы их совершения.
С 29 августа 2023 года списание денежных средств со счетов организаций и ИП в размере от 5 млн руб. подпадает под обязательный контроль Росфинмониторинга при одновременном выполнении следующих условий:
  • данные лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, в течение года до совершения такой операции получали средства с единого казначейского счета;
  • операция совершается в пользу лица с высоким или средним риском совершения подозрительных операций.
Такое требование будет действовать до 28 августа 2025 года.
В течение указанного периода банки должны будут представлять в Росфинмониторинг сведения об указанных операциях.

Правительство РФ упростило процесс утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, в соответствии с положениями которого будут сокращены сроки утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и уменьшено количество этапов согласования проектов их реализации.
Вице-премьер Александр Новак отметил, что комплекс таких мер позволит повысить прозрачность и обоснованность инвестиций в российскую электроэнергетику.

Определен перечень видов водных биоресурсов для осуществления контроля за иностранными инвестициями в сфере рыболовства

В перечень включено 47 видов высоковостребованных биоресурсов в Северном, Западно-Сибирском и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах, таких как треска, скумбрия, пикша, тихоокеанская сельдь, палтус и другие.
Получение права на добычу этих ресурсов иностранным инвесторам нужно предварительно согласовывать с Правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями.
Действие документа распространяется на совершение сделок или получение решений, в рамках которых инвестору будет предоставлено право на добычу в размере более 35% от суммарного объема общего допустимого улова этих биоресурсов, разрешенного в конкретном рыбохозяйственном бассейне.