Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 17 октября 2024 года

Результаты заседания Госдумы РФ: ратификация СОИДН с Абхазией, распространение «антиотмывочного» закона на цифровой рубль, «агентская» схема для НДС при продаже медного лома и другие инициативы

576830-8
Принят в первом чтении

«Антиотмывочный» закон хотят распространить на цифровой рубль.

Предлагаемая модель предусматривает участие как самих банков, так и Банка России в качестве оператора платформы цифрового рубля.

Регулятору предстоит разработать специальный внутренний документ, регламентирующий «противолегализационную» политику на платформе.

Банк России, в частности, будет:

  • оценивать риски и относить каждого пользователя системы к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций;

  • применять меры по блокировке средств;

  • отменять совершение операций;

  • представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях;

  • расторгать договор с пользователем в отдельных случаях и др.

Законопроект № 636635-8
Принят в первом чтении

Законопроект предполагает усиление государственного контроля за оборотом драгоценных камней.

Правительство РФ будет наделено полномочиями по определению перечня драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также порядка подтверждения их соответствия.

Федеральные исполнительные органы власти получат полномочия по выработке государственной политики и правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценностей, введению требований к этой продукции.

Функции по подтверждению соответствия драгоценных камней предлагается закрепить за судебно-экспертными учреждениями Минюста России, межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты лабораторных исследований и геммологической экспертизы, а также Гохраном России.

Ожидается, что поправки вступят в силу 1 марта 2025 года.

Источник: ТАСС

Законопроект № 474730-8
Принят в третьем чтении

Вводится минимальный срок нахождения в браке с гражданином РФ для получения разрешения на временное проживание в России.

Он составит три года.

Поправки вступят в силу спустя 90 дней после официального опубликования закона.

Законопроект № 713042-8
Принят в третьем чтении

Принят закон о ратификации СОИДН с Абхазией.

Документом установлены единые ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и роялти в размере 10%.

Ставка налога на процентные доходы зафиксирована в размере 0%.

Также соглашением предусматривается освобождение застройщиков от уплаты налога на прибыль в стране, где осуществляется строительство, на период 18 месяцев, в течение которого деятельность компании одного государства на территории другого государства не будет приводить к образованию постоянного представительства.

На протяжении этого льготного периода налог будет уплачиваться только в стране резидентства.

Законопроект № 676837-8
Принят в первом чтении

Законопроектом предусматривается увеличение штрафов за неуведомление о начале ведения бизнеса.

Скрывший информацию о начале предпринимательской деятельности ИП получит штраф в размере от 7 до 12 тыс. руб. (сейчас — 3–5 тыс. руб.), юридическое лицо — от 24 до 48 тыс. руб. (сейчас — от 10 до 20 тыс. руб.).

Таким же будет наказание за предоставление недостоверных сведений о предпринимательской деятельности.

Законопроект № 666139-8
Принят в первом чтении

Законопроектом предусматривается возложение обязанности по исчислению и уплате НДС по операциям реализации продуктов переработки медного лома и отходов на покупателей — производителей кабельно-проводниковой продукции.

Законопроект № 509708-8
Принят в первом чтении

Законопроект предусматривает своего рода «легализацию» деятельности «белых хакеров».

Он предполагает возможность изучения, исследования и испытания функционирования программ для выявления в них возможных уязвимостей в целях исправления ошибок.

Вместе с тем в случае выявления уязвимостей лицо, выявившее недостаток, обязано в течение пяти дней сообщить о нем правообладателю.

Законопроект № 675885-8
Принят в третьем чтении

До конца 2037 продлевается льготный тариф страховых взносов (0%) в отношении выплат членам экипажей судов, зарегистрированных в российском международном реестре (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах РФ), за исполнение ими трудовых обязанностей.

Источник: Официальный сайт Госдумы РФ

КС РФ проверит законность положений НК РФ, касающихся списания расходов на незавершенное строительство

Запрос в КС РФ был направлен в рамках рассмотрения спора по делу № А40-95914/2020.

Российское общество — нефтеперерабатывающий завод — понесло затраты на строительство установки для глубокой переработки нефти с применением технологии флексикокинга и на приобретение соответствующей лицензии.

Эти расходы учитывались на счете 08 «Капитальные вложения», формируя стоимость объектов незавершенного строительства.

Затем общество прекратило строительство в связи с выявлением более эффективной технологии и списало стоимость лицензии и ликвидированных объектов в расходы по налогу на прибыль.

По итогам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу, что списание расходов неправомерно:

  • расходы формируют первоначальную стоимость не введенных в эксплуатацию и не принятых к учету в качестве объектов основных средств, а расходы по счету 08 не учитываются в целях налогообложения (п. 5 ст. 270 НК РФ);

  • налогоплательщик имеет право учесть в составе расходов только затраты на непосредственную ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (пп. 8 п.1 ст. 265 НК РФ);

  • затраты не направлены на получение дохода.

Суды двух инстанций приняли решение в пользу налогоплательщика, но кассация решила отправить дело на новое рассмотрение.

В ходе нового рассмотрения налогоплательщик заявил ходатайство о направлении в КС РФ запроса о проверке конституционности положений ст. 270 и 265 НК РФ.

АС г. Москвы удовлетворил это ходатайство, придя к выводу, что отсутствие у налогоплательщика права на вычет стоимости списанных объектов незавершенного строительства не оправдывается конституционно значимыми целями ограничения прав, поскольку:

  • ведет к увеличению имущественного изъятия в виде налога на прибыль, являясь ограничением права собственности налогоплательщика;

  • стимулирует налогоплательщиков не инвестировать в бизнес-проекты, которые могут впоследствии оказаться убыточными (в том числе в силу изменения внешних обстоятельств), что ограничивает свободу экономической деятельности;

  • предполагает дискриминацию налогоплательщиков в зависимости от результатов ведения предпринимательской деятельности, что нарушает конституционный принцип равенства;

  • нарушает интересы РФ (в том числе в экономической сфере), поскольку приводит к дестимулированию инвестиционной деятельности.

Как указал суд, отсутствие права на вычет стоимости незавершенного строительства по факту является «наказанием за неудачу при ведении предпринимательской деятельности», в то время как результаты предпринимательской деятельности никогда не имеют заведомо гарантированного результата и зависят от различных экономических факторов (как микроэкономических, так и макроэкономических).

РБК сообщает, что КС РФ принял к рассмотрению запрос на проверку конституционности положений НК РФ, касающихся налогового учета списанных объектов незавершенного строительства.

Признание положений НК РФ неконституционными в этой части может поспособствовать развитию наметившегося тренда на пересмотр решений в пользу налогоплательщика.

Напомним, что ранее суды в таких спорах в основном поддерживали налоговые органы:

  • дело № А35-4933/2022 (расходы на строительство торгового центра);

  • дело № А40-104523/2022 (расходы на проведение инженерных изысканий, разработку проектной и сметной документации для создания объектов капитального строительства);

  • дело № А40-98004/2020 (расходы на разработку проектной и конструкторской документации);

  • дело № А40-186632/2018 (расходы на разработку проектной документации).

Некоторый положительный для налогоплательщиков сдвиг наметился после определения ВС РФ о передаче на новое рассмотрение дела № А40-288396/2021.

Если кратко, то ВС РФ счел возможным вычет расходов, понесенных в рамках строительства, которое по объективным причинам не смогло завершиться, сделав акцент на том, что необоснованными могут считаться только те затраты, которые продолжали осуществляться уже после очевидной нецелесообразности строительства.

В случае позитивного для налогоплательщиков исхода рассмотрения жалобы КС РФ может появиться шанс на пересмотр подхода налоговых органов к вычету затрат на списанное незавершенное строительство.

Источник: РБК

Законопроект о МТОР готовится ко второму чтению

Напомним, что в Госдуме РФ рассматривается законопроект, в соответствии с которым резиденты МТОР могут получить льготы по налогу на прибыль и страховым взносам.

Подробно о МТОР мы рассказывали в нашем новостном выпуске от 14 марта 2023 года.

Согласно инициативе компании-резиденты смогут пользоваться процедурой свободной таможенной зоны, налоговыми льготами и другими преференциями.

В частности, для МТОР может быть установлена льготная ставка налога на прибыль:

  • 0% ― в федеральный бюджет;

  • льготная ставка налога в региональный бюджет (по решению региона).

В текущей редакции документа предполагается, что льготная ставка будет действовать в течение 10 лет с момента получения первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения о ведении деятельности на территории МТОР.

На днях стало известно, что законопроект готовится ко второму чтению.

Среди обсуждаемых поправок к законопроекту:

  • увеличение срока применения льгот с 10 до 15 лет;

  • стабилизационная оговорка, предполагающая, что в течение 15 лет не будут повышаться налоги и вводиться более строгие, чем действующие, требования по земельному, градостроительному и экологическому законодательству;

  • возможность открывать филиалы зарубежных банков, упрощение процесса привлечения иностранных специалистов и введение особого режима контрольно-надзорной деятельности.

Источник: РБК

Минфин России: налог у источника с суммы вторичной корректировки по сделке, предметом которой является выплата иностранному лицу пассивного дохода

Напомним, что в конце прошлого года был подписан закон, которым внесены масштабные изменения в правила ТЦО.

Одна из поправок касается вторичной корректировки: корректировка цены в контролируемой сделке приравнивается к дивидендам и облагается налогом у источника, если одновременно выполняются следующие условия:

  • сделка осуществлена между взаимозависимыми лицами;

  • одной из сторон сделки является лицо, не признаваемое резидентом РФ;

  • фактически примененная в сделке цена отличается от рыночной;

  • такое отличие стало основанием для корректировки налоговой базы (добровольной или по результатам налоговой проверки);

  • в результате корректировки у стороны сделки, не являющейся налоговым резидентом РФ, возник доход в сумме корректировки.

Налог у источника исчисляется по ставке 15%.

Нововведения применяются к сделкам, осуществленным начиная с 1 января 2024 года.

В одном из недавних писем Минфин России разъяснил, как быть в ситуации, когда вторичная корректировка возникает в отношении сделки, предметом которой является выплата пассивного дохода, то есть когда в дивиденды переквалифицируется доход, в отношении которого уже было произведено удержание налога у источника.

Минфин России пояснил, что в этом случае налоговая ставка при вторичной корректировке (15%, с возможностью применения СОИДН) может быть ниже, выше или соответствовать ставке, по которой был первоначально удержан налог у источника (10% — международная перевозка, 15% — внутригрупповые услуги, 20% — роялти).

Таким образом, у налогоплательщика одновременно возникает:

  • право на возврат излишне удержанного налога при первичной выплате дохода иностранной организации;

  • обязанность удержать налог с дохода в виде дивидендов, возникающего в результате вторичной корректировки.

Соответственно, у налогового агента сформируется положительное, отрицательное или нулевое сальдо единого налогового счета.

В частности, при представлении налогоплательщиком уточненного налогового расчета в связи с осуществлением вторичной корректировки и уменьшением налоговой ставки (например, с 20% до 15%) сформируется положительное сальдо единого налогового счета в размере суммы уплаченного налога, соответствующей разнице между налоговыми ставками.

В связи с этим двойного налогообложения дохода (при первичной выплате пассивного дохода и при последующей переквалификации суммы корректировки в дивиденды) не возникает.

Источник: Консультант Плюс, Письмо Минфина России от 27 августа 2024 года № 03-08-13/80869

Минфин России: вклад в добавочный капитал иностранной дочерней компании, расположенной в недружественной стране, облагается налогом у источника

В соответствии с НК РФ к доходам от российских источников относятся в том числе доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, а также иные аналогичные доходы.

Как следует из недавно опубликованного письма ведомства, вклад в добавочный капитал иностранной компании следует квалифицировать в качестве таких доходов.

При этом с учетом приостановления отдельных положений СОИДН с недружественными странами такой доход подлежит обложению по правилам НК РФ — по ставке 20%.

Источник: Консультант Плюс, Письмо Минфина России от 18 сентября 2024 года № 03-08-05/89546

Минпромторг России предлагает обнулить импортные пошлины на сырье для производства алюминия

Ведомство подготовило проект соответствующего постановления Правительства РФ.

Льготу предлагается предоставить на фторид алюминия и электроды, поставленные со 2 мая 2024 года по 31 декабря 2025 года включительно.

Мера призвана гарантированно обеспечить сырьем предприятия алюминиевой отрасли «в целях достижения показателей производства, потребления, экспорта и импорта отдельных видов продукции РФ».

Источник: Ведомости

Банк России утвердил формы заявлений для установления и снятия «самозапрета» на кредиты

1 марта 2025 года вступят в силу поправки, позволяющие физическим лицам установить самозапрет на оформление потребительских кредитов и займов на свое имя.

Для этого нужно будет подать специальное заявление через портал государственных услуг или через МФЦ.

Поданное заявление отразится в кредитной истории — банки должны будут проверять наличие ограничений перед выдачей кредита.

Если кредит будет выдан несмотря на наличие запрета, то кредитор не сможет требовать от заемщика исполнения обязательств.

Недавно ЦБ РФ утвердил формы заявлений о введении/о снятии самозапрета.

Они вступят в силу 1 марта 2025 года.

Источник: Официальный сайт Банка России

Минпромторг России хочет ввести для общепита и ретейла обязательную долю российских вин

Проект соответствующего закона размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Предполагается, что организации общепита должны указывать в меню (винной карте) минимум 20% названий российских вин от общего числа наименований вин в меню.

Ту же долю вин российского происхождения должны будут соблюдать и розничные продавцы алкоголя при размещении товаров в торговом зале.

В случае принятия поправки могут вступить в силу 1 марта 2025 года.

Источник: Консультант Плюс

Предлагается ограничить размер банковской комиссии при переводах от юридических лиц/ИП на счета физических лиц

Законопроектом предлагается уравнять комиссии кредитных организаций, взимаемые за безналичные переводы денежных средств со счетов юридических лиц и ИП на банковские счета клиентов, независимо от категории потребителя банковских услуг.

В пояснительной записке отмечается, что в настоящее время за осуществление юридическим лицом/ИП одного перевода денежных средств со своего счета на счета других юридических лиц/ИП взимается фиксированный размер комиссии (в среднем 8–100 руб.), в то время как при переводе денежных средств в пользу физических лиц все банки применяют оборотные комиссии (от 1% до 15%).

По мнению авторов инициативы, приятие поправки позволит устранить такие дискриминационные практики тарификации.

Источник: Официальный сайт Госдумы РФ