Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 16 июля 2025 года

В Правительстве одобрили законопроект об отказе от опционов для иностранных лиц

Напомним, в мае появилась информация, что Госдума РФ планирует ограничить возможности представителей иностранного бизнеса вернуться в страну после ухода с российского рынка.

Соответствующие поправки были внесены в один из законопроектов, рассматриваемых во втором чтении.

Подробности см. в нашем выпуске от 28 мая 2025 года.

Законопроект должен был рассматриваться сразу во втором и третьем чтениях уже 28 мая, однако в итоге его рассмотрение перенесли.

Теперь появилась информация, что документ снова доработан.

Одной из ключевых новелл утвержденной версии законопроекта стала необходимость приобретателя акций обращаться в суд для прекращения права иностранного лица на обратный выкуп.

Требования о прекращении права на обратный выкуп будут рассматриваться Арбитражным судом Московской области ― даже в тех случаях, когда рассмотрение споров отнесено к компетенции иностранного суда и международного коммерческого арбитража.

Кроме того, появился пункт, который позволяет указом Президента РФ установить дополнительные условия для прекращения права на обратный выкуп, заявленного приобретателем в судебном порядке.

Дополнительно к пяти условиям, которые сохранились в законопроекте, появились три новых ― они должны соблюдаться одновременно, чтобы у приобретателя было право отказаться от опциона на обратный выкуп.

Также предлагается внести системные изменения в пять «старых» условий, при которых возможен отказ от исполнения опциона на обратный выкуп. Предусматривается сужение временных рамок, в течение которых иностранный инвестор мог осуществить отчуждение акций. В новой версии предлагается период с 22 февраля до 31 декабря 2022 года, в то время как в прежней были более длинные сроки ― с 24 февраля 2022 года до 1 марта 2025 года.

Кроме того, в новой редакции договор об отчуждении акций и предоставлении права на их обратный выкуп должен действовать 10 лет и более. В прежней версии предполагалось, что это коснется опционов, заключенных на три года и более. Также со дня отчуждения акций должно было пройти более трех лет (в прежней версии предлагалось два и более года).

Результаты заседания Госдумы РФ

Законопроект № 902781-8
Принят в третьем чтении

Законопроект предусматривает увеличение максимального лимита страхового возмещения в системе страхования вкладов с 1,4 до 2,8 млн руб. по рублевым вкладам, удостоверенным безотзывными сберегательными сертификатами сроком более трех лет. При этом возмещение по указанному виду вкладов предлагается выплачивать отдельно от возмещения по иным видам вкладов (счетов).

По остальным вкладам (счетам) сохраняется существующий лимит страхового возмещения ― 1,4 млн руб.

Законопроект № 412669-8
Принят в третьем чтении

Законопроект об обеспечении контроля за деятельностью крупных исследователей товарного рынка

Проводить исследования запретят компаниям с иностранным участием в капитале более 20%. Российские компании с годовой выручкой более 800 млн руб. включат в соответствующий реестр.

«Коммерсант»

Законопроект № 579984-8
Принят в третьем чтении

Денежные средства россиян на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС) будут страховать на сумму до 1,4 млн руб.

Законопроект № 861621-8
Принят в третьем чтении

Законопроект продлевает на три года — до 1 сентября 2028 года — эксперимент по партнерскому финансированию (исламскому банкингу)

Законопроект № 775474-8
Принят в третьем чтении

Законопроект об уголовной ответственности за производство и оборот в крупном размере табачной и никотинсодержащей продукции без маркировки

Изменения планируется внести в ч. 5 ст. 171.1 УК РФ.

Сейчас эта статья предусматривает ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажи немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере.

Санкция за нарушение нормы ― штраф в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тыс. руб.

Законопроектом предлагается распространить эти меры и на случаи производства и оборота табачной или никотинсодержащей продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной российским законодательством.

Источник: ТАСС

Законопроект № 811008-8
Принят в третьем чтении

Законопроект предполагает активное использование цифрового рубля в расчетах.

Законопроект № 924770-8
Принят в первом чтении

Ответственность за навязывание дополнительных услуг предложили повысить.

Законопроектом предлагается увеличить штрафы за навязывание дополнительных услуг и товаров потребителям.

Для должностных лиц и ИП — от 100 до 300 тыс. руб. (сейчас от 2 до 4 тыс. руб.), для юридических лиц — от 300 тыс. до 1 млн руб. (сейчас от 20 до 40 тыс. руб.).

Правительство РФ в целом законопроект поддержало, однако отметило, что документу требуется доработка. Так, значительному увеличению штрафных санкций необходимо дополнительное обоснование, в том числе с точки зрения их соразмерности и исполнимости, что имеет значение для достижения целей административного наказания.

Законопроект № 960714-8, 960712-8
Приняты в первом чтении

Правительство РФ предложило повысить государственные пошлины.

Первый законопроект предусматривает повышение государственных пошлин в сфере транспорта.

К примеру, пошлина за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, вырастет с 2 до 3 тыс. руб., за бумажное свидетельство о регистрации транспортного средства тариф вырастет с 500 до 1 500 руб., за пластиковое свидетельство ― с 1 500 до 4 500 руб.

Транзитные номера на автомобили и прицепы подорожают с 1 600 до 2 500 руб.

Другим законопроектом предложено ввести государственную пошлину за постановку иностранных граждан на учет по месту пребывания.
Источник: Официальный сайт Госдумы РФ

Госдума рассмотрит введение штрафов за поиск экстремистского контента, рекламу VPN, а также за передачу номера другому лицу

Соответствующие поправки планируется принять к одному из законопроектов, рассматриваемых во втором чтении.

Инициатива предполагает введение новой статьи КоАП РФ 13.53. В ее названии предусмотрено, что получение доступа «к заведомо экстремистским материалам» может осуществляться в том числе «с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен». Под последнее определение в частности попадают сервисы VPN.

Штраф, предусмотренный за такое правонарушение, может составить от 3 до 5 тыс. руб.

Кроме того, данный законопроект вводит штрафы за рекламу «программных средств», напоминающих своим функционалом VPN. От 50 до 80 тыс. руб. — для граждан, от 80 до 100 тыс. руб. — для должностных лиц и от 200 до 500 тыс. руб. — для юридических лиц.

Парламентарии также предлагают дополнить КоАП РФ новой статьей 13.29.1 — передача абонентского номера либо предоставление возможности пользования услугами подвижной радиотелефонной связи с нарушением требований российского законодательства в области связи.

Штрафы для физических лиц за передачу номера составят от 30 до 50 тыс. руб., для юридических лиц — до 200 тыс. руб.

В документе говорится, что не будет считаться административным правонарушением безвозмездная кратковременная передача номера иному лицу для его личных целей.

Минфин разъясняет: исчисление налога на прибыль с дохода ИХК в виде компенсации в размере рыночной стоимости акций ЭЗО

Ведомство пояснило, что такой доход относится к доходам от источников в РФ и облагается налогом по ставке 20%.

Письмо Минфина России от 9 апреля 2025 года № 03-08-05/35181

Источник: Клерк.Ру

Нормативные акты в сфере маркировки товаров будут принимать в особом порядке

Президент РФ установил специальный порядок подготовки, согласования, принятия и вступления в силу нормативных правовых актов в сфере маркировки товаров.

Проекты таких актов не подлежат оценке регулирующего воздействия и не рассматриваются Правительственной комиссией по проведению административной реформы (ее подкомиссией).

Их рассматривает Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (ее подкомиссия). Она же занимается урегулированием разногласий по этим проектам, устанавливает порядок внесения проектов в Правительство РФ, определяет сроки вступления актов в силу.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник: Гарант