Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 3 июля 2024 года

Правительство РФ внесло в Госдуму РФ поправки к законопроекту о совершенствовании налоговой системы

Напомним, что в начале июня в Госдуму РФ был внесен законопроект о налоговой реформе (подробно мы рассказывали о нем в нашем новостном выпуске от 4 июня 2024 года).

20 июня он был принят в первом чтении, а 9 июля должен быть рассмотрен во втором.

Минфин России рассказал о содержании поправок ко второму чтению (на сайте Госдумы РФ текст ко второму чтению пока не появился).

1. ИТ-льготы:

  • льготная ставка по налогу на прибыль в размере 5% для ИТ-организаций будет действовать до 2030 года;
  • будет предусмотрена возможность применения ИТ-компаниями льгот при реорганизации в форме выделения;
  • для организаций радиоэлектронной промышленности будет расширен перечень доходов, которые учитываются для применения пониженных тарифов страховых взносов;
  • к расходам на реализацию прав пользования российскими программами для ЭВМ можно будет применить повышающий коэффициент 2 (в текущей редакции законопроекта такая возможность предусматривается только для российских программ в сфере искусственного интеллекта).

2. НДФЛ:

  • налоговые условия для операций с ЦФА будут аналогичны налогообложению операций с ценными бумагами — доходы будут облагаться налогом по специальной шкале ставок 13%/15%;
  • для владельцев пяти и более КИК сумма фиксированного платежа с прибыли КИК составит 25 млн руб.

3. Малые технологические компании:

  • регионам будет предоставлено право в 2025–2030 годах вводить пониженные ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет;
  • для таких компаний будет снято ограничение по видам НИОКР, по расходам на которые применяется повышающий коэффициент.

4. УСН:

  • будут внесены уточнения в формулировки законопроекта, в соответствии с которыми от обложения НДС освобождаются плательщики УСН с доходами до 60 млн руб.;
  • плательщики УСН с доходом до 60 млн будут освобождаться от исполнения обязанности плательщика НДС без дополнительного направления в налоговый орган соответствующего уведомления.

5. Преобразование курортного сбора в туристический налог:

  • муниципалитеты самостоятельно будут определять необходимость его введения и размеры ставок;
  • ставка будет расти постепенно, начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1 п. п. в год до 2029 года (с 2029 и далее — не выше 5%);
  • налог будет уплачиваться в бюджет по месту нахождения гостиниц;
  • налог не будет исчисляться со стоимости услуг по проживанию некоторых категорий граждан.

6. Акцизы:

  • акциз на фармсубстанцию спирта этилового предлагается принимать к вычету при производстве определенных соответствующими перечнями лекарственных средств и лекарственных препаратов, а также указанной продукции с объемной долей содержания этилового спирта ниже 20% (в том числе полностью не содержащей спирт) и медицинских изделий;
  • для компаний, использующих менее 500 тыс. л фармсубстанции в год, вычет будет предоставляться независимо от включения в перечень произведенной продукции и без необходимости предоставлять документы, подтверждающие целевое использование фармсубстанции;
  • предусматривается индексация ставок акцизов на подакцизные товары на прогнозный уровень инфляции 4%.

Точечная настройка редомициляции

По итогам встречи с РСПП Президент РФ Владимир Путин дал Правительству РФ ряд поручений в сфере регулирования вопросов редомициляции в САР.

Соответствующие поправки были внесены в текст законопроекта № 444871-8, подготовленный ко второму чтению.

Законопроектом предлагается:

  • разрешить редомициляцию «новых» иностранных компаний ― с учетом поправок редомицилироваться сможет иностранное юридическое лицо, зарегистрированное не позднее 1 марта 2024 года (сейчас ― не позднее 1 марта 2022 года);
  • продлить до конца 2025 года «упрощенный» порядок редомициляции (право подать копию (не оригинал) решения о редомициляции при регистрации международной компании, в случае невозможности предоставить ряд требуемых документов ― объяснить управляющей компании САР причины);
  • уменьшить минимальную стоимость активов международного личного фонда с 5 млрд до 500 млн руб. (новый порог будет применяться в том числе для международных личных фондов, созданных в порядке инкорпорации до дня вступления поправок в силу);
  • предусмотреть, что в случае принятия решения о продлении срока «выезда» после истечения этого срока действие такого решения будет распространяться на период со дня истечения срока ― нарушения не будет;
  • при обращении за продлением срока «выезда» из иностранного реестра можно будет предоставить один из документов: документ, подтверждающий необоснованный отказ в исключении из иностранного реестра, или документ, подтверждающий, что три и более обращения в адрес компетентного иностранного органа были оставлены без ответа (сейчас исходя из прямого прочтения закона требуются оба документа);
  • установить особенности открытия лицевого счета иностранного номинального держателя и лицевого счета иностранного регистратора для учета прав на акции международной компании.

Предлагается принятие поправок к закону о рекламе

Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В частности, предлагается закрепить перечень сведений, который не относятся к рекламе ― в него попадет информация о товаре, его производителе или продавце, размещенная на:

  • информационном ресурсе производителя такого товара;
  • информационном ресурсе владельца агрегатора информации об однородных товарах, не содержащей сведений рекламного характера;
  • платформе объявлений.

Реклама алкогольной продукции (в тех случаях, когда она разрешена) должна будет сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.

Также предлагается создать институт предупреждения при нарушении законодательства о рекламе.

В пояснительной записке указывается, что нередко добросовестные участники рекламного рынка допускают некоторые нарушения из-за неосведомленности об изменениях законодательства. Причиной этого может быть отсутствие штатного юриста или низкая правовая грамотность, однако умысла в совершении правонарушений у таких организаций, как правило, нет.

Предупреждение предлагается единожды применять при нарушениях, которые не приводят к серьезному причинению ущерба потребителям (например, отсутствие возрастной отметки, о наличии противопоказаний в рекламе лекарств и т. п.).

Московские власти хотят зафиксировать дополнительные условия для получения ИТ-льгот

Как сообщают СМИ, власти Москвы предлагают скорректировать условия предоставления ИТ-льгот по налогу на прибыль.

В частности, применять льготу к той части прибыли, которая не была направлена на выплату дивидендов в 2024 году, предоставлять льготу, если вложения организации в нематериальные активы и основные средства составили не менее 30% от льготируемой прибыли, а также если средняя заработная плата в организации составила не менее 120% от средней заработной платы в ИТ-отрасли в регионе.

В данном случае речь идет о корректировке законопроекта по совершенствованию налоговой системы. Им, в частности, предлагается продлить на 2025–2027 годы действие ставки 0% по налогу, зачисляемому в региональный бюджет, и установить ставку в 5% по налогу, уплачиваемому в федеральный. Документ прошел первое чтение.

Предлагается ввести мониторинг сырья для производства маркируемых товаров

Такие поправки были внесены ко второму чтению законопроекта, который в рамках первого чтения уточнял корпоративное законодательство.

По аналогии с маркировкой мониторинг сырья будет обязательным или добровольным.

Перечень сырья, подлежащего мониторингу, а также перечень участвующих в мониторинге групп хозяйствующих субъектов и правила мониторинга определит Правительство РФ.

Предполагается, что закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Причем Правительство РФ будет вправе определять специальные сроки поэтапного применения обязательных требований к мониторингу сырья.

Правительство РФ утвердило постановление о цифровых паспортах промышленной продукции

В России появятся цифровые паспорта промышленной продукции. Предполагается, что это позволит упорядочить информацию о выпускаемой в стране промышленной продукции, выявить недостающие позиции и определить приоритетный порядок государственной поддержки.

Цифровые паспорта будут формироваться в Государственной информационной системе промышленности и обеспечат совершенствование системы каталогизации продукции.

Данные паспортов будут публиковаться в открытом доступе в интернете.

Московская биржа назвала необходимые рынку ЦФА законодательные изменения

Директор по цифровым активам Московской биржи Сергей Харинов рассказал, что отечественному рынку цифровых финансовых активов (ЦФА) сейчас необходимы три законодательных изменения:

  1. «налоговое выравнивание». Предлагается учитывать финансовый результат эмитентов ЦФА от операций с ними в общей налоговой базе по налогу на прибыль, где ведется учет как результата от основной деятельности организации, так и операций с обращающимися инструментами классического рынка ценных бумаг. По действующему законодательству только у профессиональных участников рынка ценных бумаг есть возможность учитывать результаты от операций с ЦФА в общей базе. У эмитентов цифровых активов такого права нет;
  2. внедрение универсальной подписи оператора обмена, которая позволила бы пользователям одним ключом подписывать транзакции во всех операторах по выпуску ЦФА;
  3. расширение списка участников рынка ЦФА, которые сейчас тем или иным образом ограничены в этом праве. Речь идет, например, об институциональных инвесторах, федеральных и субфедеральных образованиях.

Минфин России: исчисление НДФЛ c дивидендов, полученных от источников за пределами РФ

Напомним, 8 августа 2023 года указом Президента РФ было приостановлено действие большинства статей СОИДН с недружественными странами.

Более подробно см. в одном из наших выпусков.

Минфин России обратил внимание на то, что статьи договоров, касающиеся устранения двойного налогообложения, сохраняют свое действие.

Таким образом, при соблюдении установленных условий налоговый агент может уменьшить сумму НДФЛ, исчисленную в отношении дивидендов, на сумму налога, исчисленную и уплаченную с такого дохода по месту нахождения источника дохода, с учетом СОИДН.

Минфин России: определение налоговой базы по налогу на прибыль при выплате дивидендов имуществом

В соответствии с действующими нормами НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары и в некоторых случаях передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Учитывая, что при выплате дивидендов имуществом право собственности на это имущество, ранее принадлежавшее организации, переходит к участнику, такая передача имущества признается реализацией, в том числе для исчисления налога на прибыль.

Доходы от реализации имущества подлежат включению в состав доходов, при этом возможно уменьшить полученный доход на стоимость реализованного имущества.

Напомним, ранее Минфин России разъяснил, что передача имущества участнику в качестве дивидендов подлежит обложению НДС, при этом у участника, получившего имущество в счет выплаты дивидендов, право на вычет такого НДС отсутствует.