Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 2 марта 2023 года


Судебная практика: договор об оказании иностранным контрагентом услуг технической поддержки признан недействительным, а перечисленный по нему аванс — незаконной валютной операцией

Российское общество – отель – внесло аванс в пользу иностранного контрагента (Республика Корея) по договору об оказании услуг технической поддержки серверного оборудования.
По результатам проверки соблюдения валютного законодательства налоговый орган обратил внимание на следующие факты:
· общество имело собственный компьютерный отдел, в обязанности которого входило в том числе поддержание в рабочем состоянии серверного оборудования и всей информационной системы (сеть, компьютеры и т. п.);
· в отношении серверного оборудования не истек гарантийный срок, поэтому, по мнению налогового органа, обслуживание и ремонт должны были осуществляться безвозмездно;
· в работе серверного оборудования не было сбоев, а значит, отсутствовала необходимость обращения за технической поддержкой к иностранному контрагенту;
· руководитель компьютерного отдела сообщил, что не знаком с отчетом контрагента по техническому обслуживанию за один из месяцев проверяемого периода;
· по лицензионному договору, заключенному обществом с его материнской компанией, последняя управляет ИТ-системой общества, устраняет неисправности и предоставляет техническую поддержку;
· выполнение работ по устранению неисправности в работе оборудования в сроки, предусмотренные договором (от 8 до 72 часов), компанией, находящейся в Корее, невозможно и экономически нецелесообразно с учетом установленной договором компенсации стоимости проезда;
· все работы по технической поддержке и устранению неисправностей проводились сотрудниками компьютерного отдела общества;
· из всех отелей данной международной сети в России только общество имело контракт с указанным контрагентом, несмотря на пояснения общества, что он заключен по инструкции специального подразделения, централизованно отвечающего за ИТ-управление и информационную безопасность согласно общей политике всех отелей сети;
· общество и корейский контрагент являлись аффилированными лицами.
На этом основании налоговый орган сделал следующие выводы:
· у сторон не было деловой цели и намерения оказывать/приобретать спорные услуги;
· сделка является ничтожной (мнимой), а договор — недействительным с момента заключения;
· перечисление аванса — это незаконная валютная операция.
В итоге налоговые органы начислили штраф за совершение незаконной валютной операции в размере 100% от суммы операции, а также выдали обществу предписание произвести возврат средств на банковские счета в уполномоченных банках.
Примечательно, что ранее общество уже проигрывало спор по вопросу начисления штрафа — ему удалось только снизить размер штрафа (в три раза).
Предметом нового спора стало предписание вернуть средства.
Общество указывало на невозможность его исполнения по следующим причинам:
· возврат аванса зависит не столько от общества, сколько от иностранного контрагента;
· налоговые органы установили срок возврата, но по части запланированных для оказания услуг срок исполнения еще не наступил.
Несмотря на указанные аргументы, суды двух инстанций приняли решение в пользу налогового органа.
Напомним, что ранее суд признал незаконной валютной операцией платежи по соглашению о распределении расходов, совершенные тем же обществом в пользу иностранной материнской компании (см. выпуск LT от 22 декабря 2022 года).

Депутаты предлагают ослабить ограничения по участию офшорных компаний в госзакупках

Согласно действующему законодательству в государственных закупках не могут участвовать:
· офшорные компании (юридические лица, зарегистрированные в странах из «черного» списка Минфина России);
· компании, в составе участников корпоративного юридического лица которых есть офшорные компании;
· компании, в которых офшорные компании участвуют прямо/косвенно более чем на 10%.
Ряд депутатов Госдумы РФ предложили смягчить эти правила:
· однозначно определить, что запрет на наличие офшорных компаний в составе участников корпоративного юридического лица не распространяется на хозяйственные общества и товарищества (сейчас существует правовая неопределенность — предельная доля участия офшорной компании в капитале установлена в размере 10%, при этом действует полный запрет на наличие офшорных компаний в составе участников);
· повысить допустимую долю участия офшорных компаний в капитале с 10 до 25%;
· предусмотреть, что ограничение доли участия офшорных компаний в капитале участника закупки не распространяется на публичные акционерные общества, акции которых обращаются на организованных торгах в РФ;
· предоставить Правительству РФ право определять случаи, когда вышеуказанные требования к участникам закупок не предъявляются в принципе.
Согласно пояснительной записке нововведения должны ослабить давление на офшорные компании, которые приобретали активы уходящих с российского рынка иностранных предприятий.

Госдума РФ одобрила упрощение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, включая эксперимент по интернет-торговле товарами через Калининград, а также создание особой экономической зоны на Курилах

В России разрабатываются поправки в области применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).
После долгой законотворческой паузы соответствующий законопроект прошел третье чтение в Госдуме РФ. По сравнению с первой версией в него были внесены существенные изменения.
Согласно пояснительной записке документ изначально был направлен на гармонизацию законодательства РФ с правоприменительной практикой ЕАЭС, которая упрощает порядок применения таможенной процедуры СТЗ в специальных экономических зонах (СЭЗ).
В частности, право ЕАЭС предусматривает, что товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, или товары, изготовленные из них:
· на территории СЭЗ могут не только перерабатываться, но и подвергаться любым другим операциям, включая потребление — для него установлен упрощенный порядок завершения действия таможенной процедуры СТЗ и, соответственно, прекращения нахождения товаров под таможенным контролем;
· могут более свободно, без завершения действия таможенной процедуры СТЗ, вывозиться с территории СЭЗ, в том числе на остальную часть территории России для собственных производственных и технологических нужд, а также для совершения операций по переработке/обработке/изготовлению товаров.
Законопроект также формирует механизм завершения таможенной процедуры СТЗ для отходов, полученных в Калининградской области, при их вывозе на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.
Кроме того, в части применения таможенной процедуры СТЗ право ЕАЭС ссылается на законодательство членов ЕАЭС: в рамках законопроекта должны быть переработаны соответствующие законы РФ, чтобы появились основания для регулирования этих вопросов.
Во втором чтении документ был дополнен в том числе следующими положениями:
· с 1 июля 2023 года по 30 июня 2025 года на территории Калининградской области предлагается провести следующий эксперимент по упрощению интернет-торговли товарами:
- физические лица смогут в упрощенном порядке оформлять товары для личного пользования, помещенные под процедуру СТЗ или изготовленные из них, при их экспресс-доставке на остальную территорию РФ;
- по словам представителя Минфина России, заказанные физическими лицами через Интернет товары сейчас аккумулируются на зарубежных бондовых складах, и поправки должны способствовать перемещению товаров на аналогичные склады в Калининграде;
· особая экономическая зона в Магадане может быть распространена на территорию Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области (до конца 2046 года), что подразумевает право на освобождение от налога на прибыль, а также льготы по таможенному оформлению товаров и применению процедуры СТЗ.
В случае принятия закона новые правила вступят в силу через 30 дней после официального опубликования, за исключением некоторых положений, которые начнут действовать через год после публикации.

Автопроизводители — участники СПИК получат новую отсрочку по уплате утилизационного сбора

Срок уплаты крупнейшими автопроизводителями — участниками СПИК утилизационного сбора за IV квартал 2022 года и за I–III кварталы 2023 года перенесен на 15 декабря 2023 года.
Отсрочка должна помочь автопроизводителям решить проблему дефицита оборотных средств, а также создать запас комплектующих для бесперебойной работы производственных линий.

Результаты заседания Госдумы РФ


В законодательстве будет закреплено понятие «технопарк высоких технологий»

С 2016 года в РФ реализуется механизм возмещения затрат субъектов РФ на создание инфраструктуры индустриальных парков или промышленных технопарков.
Правительство РФ предлагает обособить в законодательстве термин «технопарки высоких технологий».
В новых технопарках должна быть создана технологическая, транспортная и коммунальная инфраструктура для предприятий и компаний, специализирующихся на научно-технической, инновационной или ИТ-деятельности.
Согласно пояснительной записке такие поправки позволят:
· разграничить технопарки в сфере высоких технологий и индустриальные парки/промышленные технопарки;
· применять к технопарку в сфере высоких технологий меры стимулирующего характера.

Отдельные процедуры таможенного регулирования могут быть усовершенствованы

В Госдуму РФ внесен законопроект, уточняющий отдельные положения законодательства РФ о таможенном регулировании.
Предлагаемые изменения:
· конкретизируют требования к обустройству, оборудованию и местам складов временного хранения (предполагается, что это позволит сократить сроки проведения таможенных досмотров и оперативно обрабатывать грузы на складах временного хранения);
· определяют порядок совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов, а также взаимодействия таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных:
o c регистрацией таможенной декларации;
o выпуском товаров;
o внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары;
· предоставляют ФТС России возможность определять, какие таможенные органы будут заниматься внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары;
· устанавливают право добровольного ходатайствования заявителя о проведении экспертизы предоставленных проб и/или образцов товара при предоставлении соответствующей государственной услуги;
· позволяют проводить экспертизы (исследования) при оказании государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в отношении товаров, не находящихся под таможенным контролем.

Предлагается ратифицировать Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС

Законопроект о ратификации Соглашения внесен в Госдуму РФ.
Основной целью Соглашения является создание единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС.
При этом оказывать аудиторские услуги смогут лица, сведения о которых включены в национальные реестры аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов, дополнительно регистрироваться в странах — участниках ЕАЭС будет не нужно.
Соглашение устанавливает определенные требования к национальным реестрам — открытость и общедоступность сведений.
Документ также регулирует вопросы допуска к аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, независимость аудиторов, институт аудиторской тайны и т. д.
Предусматривается, что аудиторская деятельность на территории ЕАЭС должна осуществляться в соответствии с МСА и кодексом этики профессиональных бухгалтеров, принятыми Международной федерацией бухгалтеров.
Напомним, Соглашение было подписано в апреле 2022 года, его участниками являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.

Правительство РФ продлило эксперимент по маркировке отдельных видов медицинских изделий средствами идентификации

В 2022 году Правительством РФ было принято решение о проведении с 15 февраля 2022 года по 28 февраля 2023 года эксперимента по маркировке отдельных видов медицинских изделий средствами идентификации.
Эксперимент проводился в отношении товаров, входящих в сформированный Правительством РФ перечень (слуховые аппараты, ортопедическая обувь и проч.).
Недавним решением Правительства РФ эксперимент продлен до 31 августа 2023 года.

В Госдуме РФ предложили допустить небольшие банки к кредитованию проектов с госучастием

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе Финансового форума РСПП предложил допустить малые и средние банки к кредитованию проектов с господдержкой.
В частности, предлагается:
· увеличить срок предоставления кредитов ЦБ для финансирования такими банками инвестиционных проектов с трех до пяти лет в рамках механизма рефинансирования;
· пересмотреть список банков, которые могут предоставлять льготную «промышленную ипотеку» (на данный момент в программе участвуют только 16 кредитных организаций — в основном крупные игроки).
По словам депутата, процентный риск инвестпроектов с госучастием минимален, поэтому нет смысла устанавливать жесткие требования к кредиторам: вероятность невозврата или потерь бюджетных средств крайне мала.
Бизнес-сообщество инициативу поддерживает.