Обзоры
Legislative Tracking

Выпуск от 10 октября 2022 года


Legislative Tracking

Be in the know


Скачать выпуск


Новые поправки в НК РФ: налогообложение соглашений о сервисных рисках


Напомним, что в апреле 2022 года был принят закон о соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а именно:

  • соглашение о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке;

  • соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке.

Такие соглашения не предусматривают передачи долей и создания общего имущества, позволяя распределять доходы или продукцию между партнерами на договорной основе (см. выпуск LT от 5 апреля 2022 года). Они могут стать одним из форматов участия инвесторов из дружественных стран в российских нефтегазовых проектах.

Для урегулирования порядка налогообложения операций в рамках новых типов соглашений разработаны комплексные поправки к НК РФ.

К операциям финансирования участия управляющего товарища в соглашении о сервисных рисках в качестве оператора предлагается применять следующий порядок обложения налогом на прибыль и НДС:

  • денежные средства, полученные управляющим товарищем или переданные ему, а также денежные средства, полученные или переданные в счет возврата управляющим товарищем такого финансирования, не будут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль (в составе доходов и расходов, соответственно);

  • операции освобождаются от НДС и не учитываются в налоговой базе по НДС;

  • для целей раздельного учета по НДС в отношении соответствующих услуг учитывается сумма дохода к уплате за предоставление такого финансирования.

Для обоих типов соглашений в состав внереализационных доходов/расходов для целей исчисления налога на прибыль будут включаться:

  • стоимость доходной части добытых полезных ископаемых, подлежащих получению/передаче при их распределении;

  • доходы/расходы, получение/несение которых является условием заключения таких соглашений.

По методу начисления такие доходы/расходы будут признаваться на последнюю дату отчетного периода, в котором соответственно:

  • определяется и распределяется доля в доходной части добытых полезных ископаемых;

  • заключено соглашение.

Если такие доходы выплачиваются в пользу иностранной организации ― участника соглашения, то они подлежат налогообложению у источника в РФ.

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно будет также учесть расходы оператора по соглашению о сервисных рисках в размере расходов на разработку, понесенных пользователем недр до заключения такого соглашения.

Для целей формирования резервов по сомнительным долгам в качестве безнадежного долга рассматривается дебиторская задолженность по обоим типам соглашений, если соглашение расторгнуто досрочно, в том числе в связи с прекращением деятельности по разработке участка недр. При этом расходы на формирование резерва могут быть учтены, только если за обстоятельства расторжения соглашения не отвечает ни одна из сторон и при этом расходы сторон не могут быть покрыты за счет добытых полезных ископаемых.

Отдельно указывается, что к деятельности в рамках соглашений о сервисных рисках и связанных с ними соглашений об управлении финансированием не будут применяться нормы об определении налоговой базы по договорам простого и инвестиционного товарищества.

На данном этапе проводятся публичные обсуждения законопроекта.

В случае принятия закона он вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Источник: «Федеральный портал проектов НПА»


ФНС России: как получить подтверждение о подаче уведомления КИК для целей валютного законодательства


Напомним, что с марта 2022 года действует специальный порядок исполнения обязательств по кредитам и займам перед иностранными лицами из недружественных государств (Указ Президента РФ от 5 марта 2022 года № 95). Мы подробно писали введенных ограничениях в выпуске LT in Focus.

Согласно указу в общем случае лицами недружественных государств не признаются:

  • лица, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юридические лица или физические лица);

  • информация о контроле над такими лицами раскрыта российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам.

ФНС России прокомментировала раскрытие информации о контроле над лицами недружественных государств.

С учетом разъяснений Банка России раскрытием может считаться уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

ФНС России подчеркнуло, что уведомления о КИК составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению налоговыми органами третьим лицам, кроме исключительных законных случаев. Тем не менее, контролирующее лицо вправе запросить у налогового органа подтверждение о том, что такое уведомление предоставлено.

Запрос можно направить в налоговый орган в электронном виде, по почте или лично. Он формируется в свободной форме, но должен содержать:

  • отчетный период;

  • дату представления уведомления о КИК;

  • наименование КИК, отраженной в уведомлении;

  • идентификационные данные КИК (регистрационный номер, страна регистрации).

По результатам сверки данных налоговый орган должен направить контролирующему лицу:

  • подтверждение о подаче уведомления — если данные из запроса и уведомления полностью совпадают;

  • отказ от подтверждения — если информация из запроса не совпадает с данными налогового органа.

Источник: «Официальный сайт ФНС России»


Контроль над проектом «Сахалин-1» переходит к российскому обществу


Как мы писали ранее, до конца 2022 года в России действуют специальные экономические меры в финансовой и топливно-энергетической сферах (см. LT от 5 августа 2022 года).

Указом Президента РФ от 7 октября 2022 года вводятся дополнительные меры.

По аналогии с нефтегазовым проектом «Сахалин-2» (см. также выпуск LT от 7 сентября 2022 года) иностранный оператор проекта «Сахалин-1» («Эксон Нефтегаз Лимитед») должен быть заменен на российское юридическое лицо в следующем порядке:

  • права и обязанности консорциума инвесторов «Эксон Нефтегаз Лимитед» по соглашению о разделе продукции на месторождениях Чайво, Одопту и Аркутун-Даги переходят к российскому обществу, созданному Правительством РФ;

  • участниками общества становятся АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%) и АО «РН-Астра» (8,5%);

  • общество будет осуществлять освоение участков недр в пределах договорной акватории;

  • в течение месяца иностранные стороны консорциума (ExconMobil, Sodeco и ONGC) обязаны уведомить Правительство РФ о согласии принять в собственность доли в уставном капитале общества пропорционально принадлежавшим каждому из них долям участия по соглашению;

  • непереданные доли будут проданы российским лицам в течение четырех месяцев;

  • денежные средства, вырученные от продажи доли в уставном капитале общества, передача которой не была осуществлена иностранной стороне консорциума, зачисляются покупателем такой доли на счет типа «С», открытый обществом на имя этой стороны консорциума.

  • для общества и его участников сохраняется специальный налоговый режим, таможенное, таможенно-тарифное регулирование и исключительное право на экспорт газа, предусмотренные соглашением о разделе продукции.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


8-й ААС: победа декларанта в деле о включении лицензионных платежей за использование производственного ноу-хау в таможенную стоимость


Российская нефтехимическая компания заключила ряд договоров с разными иностранными контрагентами:

  • заказ на проектирование зарубежным производителем установок для производства полиэтилена и на материально-техническое обеспечение заказчика со стороны подрядчика (далее — «внешнеэкономический договор»);

  • лицензионное соглашение на использование технологических процессов (ноу-хау) в проектировании и техническом обслуживании установки (роялти в виде паушального взноса) — в преамбуле внешнеэкономического договора указывалось, что он заключен на основе этих ноу-хау.

Таким образом, во исполнение внешнеэкономического договора (в т. ч. в рамках материально-технического обеспечения) российская компания импортировала оборудование и материалы у продавцов из разных стран отправления.

При этом лицензионные платежи не включались в структуру таможенной стоимости этих товаров.

По мнению таможенного органа, лицензионные платежи за ноу-хау должны включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров, поскольку:

  • внешнеэкономический договор и продажа товаров по спорным таможенным декларациям зависели от уплаты лицензионных платежей;

  • товары без лицензируемых технологий не могли быть использованы заказчиком (российской компанией) в производстве, следовательно, лицензионные платежи относятся к товару и формируют часть его цены.

Изначально суды двух инстанций поддержали эти доводы таможенного органа.

Затем дело было отправлено на новое рассмотрение, по итогам которого суды вынесли решения в пользу импортера.

Среди аргументов:

  • внешнеэкономический договор не содержал положений об уплате лицензионных платежей;

  • спорные товары не упоминались в лицензионных соглашениях;

  • ни внешнеэкономический договор, ни лицензионные соглашения не содержали положений о возможности расторжения первого в случае неуплаты покупателем (лицензиатом) правообладателю платежей по второму;

  • лицензионное соглашение не запрещало продавцам из стран отправления продавать/производить спорные товары, если не уплачены лицензионные платежи;

  • лицензиар не мог влиять на продавцов из стран отправления, поскольку территория действия лицензий не распространяется на страны отправления спорных товаров;

  • лицензиар мог контролировать только строительство и проектирование, но не продажи спорных товаров;

  • поставка спорных товаров в рамках внешнеэкономического договора не была единственным источником материально-технического снабжения установок (в некоторых частях оно даже осуществлялось в основном из отечественных материалов и оборудования);

  • размер лицензионного платежа за ноу-хау для производства в РФ был основан не только на импортных, но и российских товарах, а также на других факторах, которые сложно оценить (например, себестоимость полиэтилена, от стоимости продаж которого зависит сумма лицензионного платежа);

  • ввозимые товары не являются специфическим оборудованием, предназначенным исключительно для использования в установке для производства полиэтилена, а фактически являются товарами общего назначения (например, стол, стул и др.);

Согласно рекомендации Всемирной таможенной организации 4.12 факт поставки уникального оборудования, специально спроектированного для реализации запатентованного процесса, сам по себе не свидетельствует о том, что уплата лицензионного платежа является условием продажи такого оборудования.

Таким образом, по мнению судов, критерии относимости и условия продажи, рекомендованные Коллегией ЕЭК для оценки необходимости добавлять лицензионные платежи к цене ввозимых товаров, в отношении спорных товаров не соблюдаются.

Источник: «Электронное правосудие»


Правительство РФ расширило возможности использования льготных кредитов, выдаваемых на закупку приоритетной импортной продукции


Напомним, специальную программу льготного кредитования закупок приоритетной импортной продукции Правительство РФ запустило в мае 2021 года.

Займы выдаются по ставке не более 30% ключевой ставки Банка России плюс три процентных пункта. Разница компенсируется банкам за счет субсидий из федерального бюджета. В перечне приоритетной импортной продукции, в частности, строительные материалы, различные станки, сельскохозяйственные машины и электроника.

Теперь российские предприятия смогут направлять средства льготных кредитов не только на приобретение продукции, но и на оплату проектировочных и пусконаладочных работ, а также НДС и таможенных пошлин.

Текст документа пока официально не опубликован.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»


Арендаторы государственного недвижимого имущества смогут продлить аренду до трех лет


Ранее были введены меры поддержки для арендаторов государственных и муниципальных земельных участков.

Новый законопроект предлагает дополнительно ввести меры поддержки для арендаторов государственного и муниципального недвижимого имущества.

В частности, предлагается дать соответствующим арендаторам право до 31 декабря 2023 года заключить дополнительное соглашение на продление договора аренды при условии, что:

  • на дату обращения арендатора срок действия договора аренды недвижимого имущества не истек либо арендодатель не заявил в суд требование о расторжении договора;

  • при использовании объекта недвижимости не нарушалось законодательство РФ.

Срок, на который увеличивается срок действия договора в соответствии с дополнительным соглашением, не может превышать три года.

Источник: «Официальный сайт Государственной думы РФ»


Президент РФ подписал отдельные законы


Предусматривается возможность досудебного рассмотрения споров в сфере ТКО.

Таможенные органы будут наделены полномочиями проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж (подробности см. в LT от 15 апреля 2022 года).

Порядок приобретения ПАО собственных акций может быть усовершенствован для повышения эффективности реализации досрочных мотивационных программ (подробности см. в LT от 5 апреля 2022 года).

Рыболовство включено в перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение (подробности см. в LT от 29 марта 2022 года).

Поправки о трудовых гарантиях мобилизованным сотрудникам (подробности см. в LT от 27 сентября 2022 года).

Прокуроры могут получить право обращаться в суд с исками о признании недействительными сделок, направленных на обход контрсанкций (подробности см. в LT от 8 июня 2022 года).

Законопроект, устраняющий правовой пробел в вопросах оспаривания дополнительных патентов на изобретения, относящихся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату (подробности см. в LT от 5 мая 2022 года).

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»


Организации могут подтвердить деятельность по разработке ПАК по запросу в Минцифры России


На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Приказа Минцифры России, вводящего процедуру получения подтверждения того, что договор работ/услуг относится к услугам по разработке программно-аппаратных комплексов (ПАК).

Каким требованиям нужно соответствовать организации при подаче запроса в Минцифры России:

  • получение аккредитации ИТ-компаний или включение в реестр организаций в сфере радиоэлектронной промышленности;

  • наличие заключенного договора на оказание услуг по разработке (включая тестирование и сопровождение) ПАК;

  • организация не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, не должна быть введена процедура банкротства;

  • доля участников организации — юридических лиц, зарегистрированных в государствах из перечня оффшорных зон Минфина России — совокупно не должна превышать 50%.

Минцифры России в течение шести рабочих дней рассматривает заявление и пакет предоставленных документов. При отсутствии замечаний документы передаются в экспертный совет, который в течение 15 рабочих дней рассматривает их на возможность отнесения услуг к разработке ПАК.

Критерии для отнесения услуг к разработке ПАК:

  • наличие в составе разрабатываемого оборудования технических средств и встроенного ПО, работающих совместно для выполнения одной или нескольких задач;

  • функциональные и технические характеристики разрабатываемого оборудования определяются исключительно совокупностью ПО и технических средств, которые не могут быть реализованы при их разделении;

  • разрабатываемое оборудование является самостоятельно используемым, законченным техническим изделием и оснащено аппаратным и программным обеспечение российского производства.

Источник: «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов»


Минпромторг России предложил освободить от акциза на жидкую сталь еще 10 предприятий


Напомним, что с 1 января 2022 года вступили в силу поправки в НК РФ, согласно которым в России введен акциз на жидкую сталь.

При этом от уплаты акциза освобождаются организации с объемом производства продуктов (полупродуктов) из жидкой стали до 1 тыс. тонн в месяц.

Кроме того, освобождение распространяется на организации определенных отраслей, производящие жидкую сталь для собственных нужд, включенные в специальный перечень Минпромторга России.

На рассмотрении находится проект приказа Минпромторга России, расширяющий перечень организаций, которые освободят от уплаты акциза на жидкую сталь. Сейчас в реестре находятся шесть организаций. Если предложения будут приняты, то таких предприятий станет 16.

Источник: «Официальный сайт Минпромторга России»


Часть средств от экологического сбора будет направляться регионам для софинансирования инвестиционных проектов по созданию мусороперерабатывающих предприятий


Для того чтобы получить господдержку, региональным властям необходимо заключить с инвестором концессионное соглашение. При этом доля софинансирования со стороны государства может составлять до 95% от стоимости строительства.

Решение поможет создать в отдельных регионах современную инфраструктуру по обращению с отходами.

Источник: «Официальный сайт Правительства РФ»

Скачать выпуск