Новые поправки в НК РФ: налогообложение соглашений о сервисных рисках
Напомним, что в апреле 2022 года был принят закон о соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а именно:
соглашение о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке;
соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке.
Такие соглашения не предусматривают передачи долей и создания общего имущества, позволяя распределять доходы или продукцию между партнерами на договорной основе (см. выпуск LT от 5 апреля 2022 года). Они могут стать одним из форматов участия инвесторов из дружественных стран в российских нефтегазовых проектах.
Для урегулирования порядка налогообложения операций в рамках новых типов соглашений разработаны комплексные поправки к НК РФ.
К операциям финансирования участия управляющего товарища в соглашении о сервисных рисках в качестве оператора предлагается применять следующий порядок обложения налогом на прибыль и НДС:
денежные средства, полученные управляющим товарищем или переданные ему, а также денежные средства, полученные или переданные в счет возврата управляющим товарищем такого финансирования, не будут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль (в составе доходов и расходов, соответственно);
операции освобождаются от НДС и не учитываются в налоговой базе по НДС;
для целей раздельного учета по НДС в отношении соответствующих услуг учитывается сумма дохода к уплате за предоставление такого финансирования.
Для обоих типов соглашений в состав внереализационных доходов/расходов для целей исчисления налога на прибыль будут включаться:
стоимость доходной части добытых полезных ископаемых, подлежащих получению/передаче при их распределении;
доходы/расходы, получение/несение которых является условием заключения таких соглашений.
По методу начисления такие доходы/расходы будут признаваться на последнюю дату отчетного периода, в котором соответственно:
определяется и распределяется доля в доходной части добытых полезных ископаемых;
заключено соглашение.
Если такие доходы выплачиваются в пользу иностранной организации ― участника соглашения, то они подлежат налогообложению у источника в РФ.
В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно будет также учесть расходы оператора по соглашению о сервисных рисках в размере расходов на разработку, понесенных пользователем недр до заключения такого соглашения.
Для целей формирования резервов по сомнительным долгам в качестве безнадежного долга рассматривается дебиторская задолженность по обоим типам соглашений, если соглашение расторгнуто досрочно, в том числе в связи с прекращением деятельности по разработке участка недр. При этом расходы на формирование резерва могут быть учтены, только если за обстоятельства расторжения соглашения не отвечает ни одна из сторон и при этом расходы сторон не могут быть покрыты за счет добытых полезных ископаемых.
Отдельно указывается, что к деятельности в рамках соглашений о сервисных рисках и связанных с ними соглашений об управлении финансированием не будут применяться нормы об определении налоговой базы по договорам простого и инвестиционного товарищества.
На данном этапе проводятся публичные обсуждения законопроекта.
В случае принятия закона он вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
ФНС России: как получить подтверждение о подаче уведомления КИК для целей валютного законодательства
Напомним, что с марта 2022 года действует специальный порядок исполнения обязательств по кредитам и займам перед иностранными лицами из недружественных государств (Указ Президента РФ от 5 марта 2022 года № 95). Мы подробно писали введенных ограничениях в выпуске LT in Focus.
Согласно указу в общем случае лицами недружественных государств не признаются:
лица, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юридические лица или физические лица);
информация о контроле над такими лицами раскрыта российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам.
ФНС России прокомментировала раскрытие информации о контроле над лицами недружественных государств.
С учетом разъяснений Банка России раскрытием может считаться уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
ФНС России подчеркнуло, что уведомления о КИК составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению налоговыми органами третьим лицам, кроме исключительных законных случаев. Тем не менее, контролирующее лицо вправе запросить у налогового органа подтверждение о том, что такое уведомление предоставлено.
Запрос можно направить в налоговый орган в электронном виде, по почте или лично. Он формируется в свободной форме, но должен содержать:
отчетный период;
дату представления уведомления о КИК;
наименование КИК, отраженной в уведомлении;
идентификационные данные КИК (регистрационный номер, страна регистрации).
По результатам сверки данных налоговый орган должен направить контролирующему лицу:
подтверждение о подаче уведомления — если данные из запроса и уведомления полностью совпадают;
отказ от подтверждения — если информация из запроса не совпадает с данными налогового органа.
Контроль над проектом «Сахалин-1» переходит к российскому обществу
Как мы писали ранее, до конца 2022 года в России действуют специальные экономические меры в финансовой и топливно-энергетической сферах (см. LT от 5 августа 2022 года).
Указом Президента РФ от 7 октября 2022 года вводятся дополнительные меры.
По аналогии с нефтегазовым проектом «Сахалин-2» (см. также выпуск LT от 7 сентября 2022 года) иностранный оператор проекта «Сахалин-1» («Эксон Нефтегаз Лимитед») должен быть заменен на российское юридическое лицо в следующем порядке:
права и обязанности консорциума инвесторов «Эксон Нефтегаз Лимитед» по соглашению о разделе продукции на месторождениях Чайво, Одопту и Аркутун-Даги переходят к российскому обществу, созданному Правительством РФ;
участниками общества становятся АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%) и АО «РН-Астра» (8,5%);
общество будет осуществлять освоение участков недр в пределах договорной акватории;
в течение месяца иностранные стороны консорциума (ExconMobil, Sodeco и ONGC) обязаны уведомить Правительство РФ о согласии принять в собственность доли в уставном капитале общества пропорционально принадлежавшим каждому из них долям участия по соглашению;
непереданные доли будут проданы российским лицам в течение четырех месяцев;
денежные средства, вырученные от продажи доли в уставном капитале общества, передача которой не была осуществлена иностранной стороне консорциума, зачисляются покупателем такой доли на счет типа «С», открытый обществом на имя этой стороны консорциума.
для общества и его участников сохраняется специальный налоговый режим, таможенное, таможенно-тарифное регулирование и исключительное право на экспорт газа, предусмотренные соглашением о разделе продукции.
8-й ААС: победа декларанта в деле о включении лицензионных платежей за использование производственного ноу-хау в таможенную стоимость
Российская нефтехимическая компания заключила ряд договоров с разными иностранными контрагентами:
заказ на проектирование зарубежным производителем установок для производства полиэтилена и на материально-техническое обеспечение заказчика со стороны подрядчика (далее — «внешнеэкономический договор»);
лицензионное соглашение на использование технологических процессов (ноу-хау) в проектировании и техническом обслуживании установки (роялти в виде паушального взноса) — в преамбуле внешнеэкономического договора указывалось, что он заключен на основе этих ноу-хау.
Таким образом, во исполнение внешнеэкономического договора (в т. ч. в рамках материально-технического обеспечения) российская компания импортировала оборудование и материалы у продавцов из разных стран отправления.
При этом лицензионные платежи не включались в структуру таможенной стоимости этих товаров.
По мнению таможенного органа, лицензионные платежи за ноу-хау должны включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров, поскольку:
внешнеэкономический договор и продажа товаров по спорным таможенным декларациям зависели от уплаты лицензионных платежей;
товары без лицензируемых технологий не могли быть использованы заказчиком (российской компанией) в производстве, следовательно, лицензионные платежи относятся к товару и формируют часть его цены.
Изначально суды двух инстанций поддержали эти доводы таможенного органа.
Затем дело было отправлено на новое рассмотрение, по итогам которого суды вынесли решения в пользу импортера.
Среди аргументов:
внешнеэкономический договор не содержал положений об уплате лицензионных платежей;
спорные товары не упоминались в лицензионных соглашениях;
ни внешнеэкономический договор, ни лицензионные соглашения не содержали положений о возможности расторжения первого в случае неуплаты покупателем (лицензиатом) правообладателю платежей по второму;
лицензионное соглашение не запрещало продавцам из стран отправления продавать/производить спорные товары, если не уплачены лицензионные платежи;
лицензиар не мог влиять на продавцов из стран отправления, поскольку территория действия лицензий не распространяется на страны отправления спорных товаров;
лицензиар мог контролировать только строительство и проектирование, но не продажи спорных товаров;
поставка спорных товаров в рамках внешнеэкономического договора не была единственным источником материально-технического снабжения установок (в некоторых частях оно даже осуществлялось в основном из отечественных материалов и оборудования);
размер лицензионного платежа за ноу-хау для производства в РФ был основан не только на импортных, но и российских товарах, а также на других факторах, которые сложно оценить (например, себестоимость полиэтилена, от стоимости продаж которого зависит сумма лицензионного платежа);
ввозимые товары не являются специфическим оборудованием, предназначенным исключительно для использования в установке для производства полиэтилена, а фактически являются товарами общего назначения (например, стол, стул и др.);
Согласно рекомендации Всемирной таможенной организации 4.12 факт поставки уникального оборудования, специально спроектированного для реализации запатентованного процесса, сам по себе не свидетельствует о том, что уплата лицензионного платежа является условием продажи такого оборудования.
Таким образом, по мнению судов, критерии относимости и условия продажи, рекомендованные Коллегией ЕЭК для оценки необходимости добавлять лицензионные платежи к цене ввозимых товаров, в отношении спорных товаров не соблюдаются.
Правительство РФ расширило возможности использования льготных кредитов, выдаваемых на закупку приоритетной импортной продукции
Напомним, специальную программу льготного кредитования закупок приоритетной импортной продукции Правительство РФ запустило в мае 2021 года.
Займы выдаются по ставке не более 30% ключевой ставки Банка России плюс три процентных пункта. Разница компенсируется банкам за счет субсидий из федерального бюджета. В перечне приоритетной импортной продукции, в частности, строительные материалы, различные станки, сельскохозяйственные машины и электроника.
Теперь российские предприятия смогут направлять средства льготных кредитов не только на приобретение продукции, но и на оплату проектировочных и пусконаладочных работ, а также НДС и таможенных пошлин.
Арендаторы государственного недвижимого имущества смогут продлить аренду до трех лет
Ранее были введены меры поддержки для арендаторов государственных и муниципальных земельных участков.
Новый законопроект предлагает дополнительно ввести меры поддержки для арендаторов государственного и муниципального недвижимого имущества.
В частности, предлагается дать соответствующим арендаторам право до 31 декабря 2023 года заключить дополнительное соглашение на продление договора аренды при условии, что:
на дату обращения арендатора срок действия договора аренды недвижимого имущества не истек либо арендодатель не заявил в суд требование о расторжении договора;
при использовании объекта недвижимости не нарушалось законодательство РФ.
Срок, на который увеличивается срок действия договора в соответствии с дополнительным соглашением, не может превышать три года.
Таможенные органы будут наделены полномочиями проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж (подробности см. в LT от 15 апреля 2022 года).
Порядок приобретения ПАО собственных акций может быть усовершенствован для повышения эффективности реализации досрочных мотивационных программ (подробности см. в LT от 5 апреля 2022 года).
Прокуроры могут получить право обращаться в суд с исками о признании недействительными сделок, направленных на обход контрсанкций (подробности см. в LT от 8 июня 2022 года).
Законопроект, устраняющий правовой пробел в вопросах оспаривания дополнительных патентов на изобретения, относящихся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату (подробности см. в LT от 5 мая 2022 года).
Организации могут подтвердить деятельность по разработке ПАК по запросу в Минцифры России
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Приказа Минцифры России, вводящего процедуру получения подтверждения того, что договор работ/услуг относится к услугам по разработке программно-аппаратных комплексов (ПАК).
Каким требованиям нужно соответствовать организации при подаче запроса в Минцифры России:
получение аккредитации ИТ-компаний или включение в реестр организаций в сфере радиоэлектронной промышленности;
наличие заключенного договора на оказание услуг по разработке (включая тестирование и сопровождение) ПАК;
организация не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, не должна быть введена процедура банкротства;
доля участников организации — юридических лиц, зарегистрированных в государствах из перечня оффшорных зон Минфина России — совокупно не должна превышать 50%.
Минцифры России в течение шести рабочих дней рассматривает заявление и пакет предоставленных документов. При отсутствии замечаний документы передаются в экспертный совет, который в течение 15 рабочих дней рассматривает их на возможность отнесения услуг к разработке ПАК.
Критерии для отнесения услуг к разработке ПАК:
наличие в составе разрабатываемого оборудования технических средств и встроенного ПО, работающих совместно для выполнения одной или нескольких задач;
функциональные и технические характеристики разрабатываемого оборудования определяются исключительно совокупностью ПО и технических средств, которые не могут быть реализованы при их разделении;
разрабатываемое оборудование является самостоятельно используемым, законченным техническим изделием и оснащено аппаратным и программным обеспечение российского производства.
Минпромторг России предложил освободить от акциза на жидкую сталь еще 10 предприятий
Напомним, что с 1 января 2022 года вступили в силу поправки в НК РФ, согласно которым в России введен акциз на жидкую сталь.
При этом от уплаты акциза освобождаются организации с объемом производства продуктов (полупродуктов) из жидкой стали до 1 тыс. тонн в месяц.
Кроме того, освобождение распространяется на организации определенных отраслей, производящие жидкую сталь для собственных нужд, включенные в специальный перечень Минпромторга России.
На рассмотрении находится проект приказа Минпромторга России, расширяющий перечень организаций, которые освободят от уплаты акциза на жидкую сталь. Сейчас в реестре находятся шесть организаций. Если предложения будут приняты, то таких предприятий станет 16.
Часть средств от экологического сбора будет направляться регионам для софинансирования инвестиционных проектов по созданию мусороперерабатывающих предприятий
Для того чтобы получить господдержку, региональным властям необходимо заключить с инвестором концессионное соглашение. При этом доля софинансирования со стороны государства может составлять до 95% от стоимости строительства.
Решение поможет создать в отдельных регионах современную инфраструктуру по обращению с отходами.