Минфин раскрыл параметры налоговой реформы
Напомним, что масштабную налоговую реформу начали готовить с марта этого года после соответствующих поручений Президента РФ.
На прошлой неделе состоялись парламентские слушания, в ходе которых были определены принципы новой налоговой системы в России.
Теперь стало известно, что Минфин России внес в Правительство РФ пакет долгожданных изменений в НК РФ.
Сегодня Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект.
«Принятие предлагаемых изменений позволит обеспечить стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие шесть лет и даст рост экономического благосостояния страны», — отметил Министр финансов Антон Силуанов.
Ниже приводим основные параметры реформы согласно сообщениям СМИ.
НДФЛ
В части НДФЛ предложена пятиступенчатая шкала ставок:
- для доходов до 2,4 млн руб. ставка останется на уровне 13%;
- от 2,4 до 5 млн руб. — 15%;
- от 5 до 20 млн руб. — 18%;
- от 20 до 50 млн руб. — 20%;
- свыше 50 млн руб. — 22%.
Как и сейчас, платить налог по более высокой ставке нужно будет не со всей суммы дохода, а с превышения над пороговым уровнем.
Родители с двумя и более детьми смогут получить возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% при условии, что среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает 1,5 прожиточного минимума в месяц.
Исключение из новой шкалы НДФЛ предусмотрено для участников СВО в части выплат за работу в зоне военных действий — они будут платить налог по существующим ставкам (13% и 15% на сумму свыше 5 млн руб.).
Действующие ставки сохранятся для дивидендов, процентов по вкладам и доходов от продажи акций/долей. Однако порог, начиная с которого будет применяться ставка 15%, снизится с 5 до 2,4 млн руб.
НДФЛ с продажи недвижимости будет применяться к чистому финансовому результату, а не ко всему доходу с продажи. Однако если ранее доход от продажи недвижимости облагался только по ставке 13%, то теперь в отношении такого дохода будут действовать две ставки: 13% — для дохода до 2,4 млн руб. и 15% — для дохода свыше 2,4 млн руб. При этом освобождение по сроку владения сохранится.
В то же время льгота в виде освобождения от уплаты НДФЛ продажи долей/акций в случае непрерывного владении ими более пяти лет претерпит существенные изменения. Сейчас льгота применяется вне зависимости от суммы дохода. В случае принятия поправок освобождаться будет только доход в сумме до 50 млн руб. в год. Если этот порог будет превышен, то НДФЛ придется заплатить.
Налог на прибыль
Налог на прибыль для компаний, применяющих общую ставку, предлагается повысить с 20% до 25%.
Для ИТ-компаний ставка вырастет с 0% до 5%.
Повышение ставки планируется уравновесить дополнительными налоговыми стимулами. В частности, предлагается:
- ввести федеральный инвестиционный вычет — его параметры утвердит Правительство РФ;
- усовершенствовать инвестиционный вычет по налогу на прибыль и сделать его бессрочным;
- повысить с 1,5 до 2 коэффициент, применяемый к амортизации высокотехнологичного оборудования, а также НИОКР;
- продлить режим региональных инвестиционных проектов для организаций, подлежащих включению в реестр.
Наряду с повышением ставки налога на прибыль предлагается отменить временную фискальную меру в виде гибкой экспортной пошлины.
НДПИ
Ведомство предлагает скорректировать систему ставок налога на добычу полезных ископаемых, в частности, изменить формулу расчета следующими образом:
- для отрасли «Добыча железа» увеличить НДПИ в 1,15 раза;
- для отрасли «Производство минеральных удобрений» (калий) — в 2,3 раза;
- для отрасли «Производство минеральных удобрений» (фосфор) — в два раза;
- для производителей азотных удобрений ввести акциз на приобретение газа для производства аммиака (1200 руб./1000 куб. м).
При этом для отраслей с высоким уровнем инвестиционной активности, у которых отношение капитальных вложений к выручке составляет более 20%, корректировка налоговой нагрузки не предполагается.
МСП
Для предприятий малого и среднего бизнеса предлагается:
- увеличить порог режима УСН по доходам до 450 млн руб., по стоимости основных средств — до 200 млн руб.;
- отменить «переходные» ставки единого налога по УСН (8% — для базы «доходы» и 20% — для базы «доходы минус расходы»), которые действуют при доходах от 199,35 млн руб. в 2024 году и при количестве сотрудников от 100 человек;
- признать налогоплательщиков, применяющих УСН, плательщиками НДС, если их доходы превышают 60 млн руб., при этом будет представлена альтернатива: уплата НДС по общей ставке (10%/20%) с возможностью вычета входного НДС или же по ставке 5% для доходов до 250 млн руб. и 7% для доходов в диапазоне 250–450 млн руб. в год без права на вычет входного НДС;
- снизить тарифы страховых взносов по выплатам в пользу физических лиц свыше МРОТ с 15% до 7,6% для средних и малых обрабатывающих производственных компаний (за исключением производства напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, металлургического производства и ряда других отраслей).
Иное
- Для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя за счет использования медицинского спирта не по назначению предлагается ввести акциз на фармсубстанцию спирта с одновременным предоставлением полного вычета акциза на спирт, использованный для производства лекарств (конкретный перечень лекарств и медицинских изделий для предоставления вычета будет утверждать Правительство РФ).
- Предлагается ввести акциз на жидкий никотин с одновременным предоставлением сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции.
По подсчетам Минфина России, повышение налоговой нагрузки должно принести в бюджет около 2,6 трлн руб. дополнительных доходов в 2025 году.
ЦБ РФ: выплаты по ценным бумагам, приобретенным у лиц недружественных стран на основании разрешения Правительственной комиссии, осуществляются без использования специального счета типа «С»
Напомним, ограничительным Указом № 95 установлен временный порядок исполнения обязательств по кредитам, займам и финансовым инструментам, в том числе по ценным бумагам, перед лицами недружественных стран. В частности, зачисление выплат по таким ценным бумагам осуществляется на специальные счета типа «С».
Исполнение обязательств по ценным бумагам перед резидентами, а также перед лицами стран, не являющихся недружественными (дружественные нерезиденты), также осуществляется на счета типа «С», если права требования по таким обязательствам были уступлены им после 1 марта 2022 года лицами недружественных стран.
Иными ограничительными указами установлено, что лица недружественных стран вправе совершать сделки с резидентами или дружественными нерезидентами, влекущие за собой переход прав на ценные бумаги, на основании специальных разрешений Правительственной комиссии или Президента РФ.
ЦБ РФ пояснил, что если переход прав по ценным бумагам, в том числе прав на получение причитающихся по ним выплат, обусловлен переходом прав на ценные бумаги от лиц недружественных стран на основании специального разрешения, то требование об исполнении обязательств по таким ценным бумагам с использованием счета типа «С» не действует.
Иными словами, выплаты по таким ценным бумагам осуществляются напрямую владельцам ценных бумаг.
ФНС России: представление налогового расчета в отношении выплат иностранным лицам за оказание услуг/выполнение работ
Напомним, в прошлом году внесены изменения в НК РФ, согласно которым в случае непредставления налоговым агентом расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и сумм удержанных налогов может быть:
- принято решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств;
- взыскан штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб.
ФНС России ранее сообщила о том, что в расчете могут не отражаться:
- доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, поскольку они не являются доходами от источников в РФ;
- доходы иностранных организаций от реализации товаров в адрес российских лиц.
На днях ведомство пояснило, что при оценке места выполнения работ и оказания иностранной организацией услуг налоговые органы должны руководствоваться широким перечнем фактов, обстоятельств и сведений.
В качестве выполненных работ (оказанных услуг) на территории иностранного государства могут рассматриваться, например:
- услуги по обучению персонала российской организации, предоставление которых осуществляется за пределами РФ;
- туристические услуги, оказанные на территории иностранного государства;
- выполнение для российского налогоплательщика проектно-изыскательских работ в целях реализации промышленных проектов за пределами РФ;
- пусконаладочные работы оборудования, установленного на территории иностранного государства;
- информационные, аудиторские, консультационные услуги, оказанные иностранным контрагентом удаленно;
- прочие работы (услуги), место оказания которых не может быть однозначно определено как территория РФ.
Ведомство также обратило внимание, что с 1 января 2024 года к доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим отражению в расчете, относятся доходы иностранной организации от выполнения работ/оказания услуг на территории РФ взаимозависимому лицу (вознаграждение за оказание внутригрупповых услуг). При этом в данном случае место выполнения работ/оказания услуг определяется по месту нахождения покупателя (причем вне зависимости от вида работ/услуг).
Минфин России: определение налоговой базы по налогу на прибыль в случае замещения еврооблигаций, приобретенных после 1 марта 2022 года
Напомним, в соответствии с недавно принятыми поправками к НК РФ доходы в виде стоимости замещающих облигаций, полученных в результате замещения, а также расходы в виде стоимости еврооблигаций при их обмене не включаются в базу по налогу на прибыль.
Новые положения применяются к держателям еврооблигаций, если такие еврооблигации принадлежали им на праве собственности или ином вещном праве на 1 марта 2022 года.
Ведомство пояснило, что в случае замещения еврооблигаций, приобретенных после 1 марта 2022 года, вышеуказанные положения не применяются. При этом обмен ценных бумаг на другие расценивается как реализация с определением налоговой базы в общем порядке.
Минфин России: отнесение отрицательного финансового результата по ценным бумагам к замещающим облигациям, относящимся к ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, и его учет в целях НДФЛ
В соответствии с нормами НК РФ результат, полученный по операциям с необращающимися ценными бумагами, которые на момент их приобретения относились к обращающимся ценным бумагам, может быть уменьшен на сумму отрицательного результата, полученного по операциям с обращающимися ценными бумагами.
По мнению ведомства, сумма данного отрицательного финансового результата может относиться в том числе к замещающим облигациям, относящимся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, на момент реализации.
При этом положительный финансовый результат по ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, не уменьшается на отрицательный финансовый результат по необращающимся ценным бумагам.
Европейская комиссия потребовала от отдельных европейских стран уведомить о мерах по включению Pillar 2 в национальное законодательство
На днях Европейская комиссия направила мотивированное мнение Испании, Кипру, Латвии, Литве, Польше и Португалии за непредставление уведомления о мерах по включению в национальное законодательство положений Директивы по Pillar 2.
У вышеназванных государств теперь есть два месяца, чтобы отреагировать и принять необходимые меры.