Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 9 октября 2023 года

Правительственная комиссия увеличила «налог на выход»

Напомним, лица недружественных стран временно не могут выйти из российских активов ― такие сделки фактически возможны только с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
В конце декабря 2022 года были опубликованы критерии, выполнение которых учитывается при выдаче разрешений, позже они были скорректированы.
Подробно мы рассказывали о «правилах игры» при продаже недружественными лицами российских активов в одном из наших обзоров.
Для получения разрешения «на выход» требуется направление «добровольного» взноса в бюджет.
Согласно последнему зафиксированному подходу ставка взноса определялась следующим образом:
  • по общему правилу добровольный взнос в федеральный бюджет составлял не менее 10% от половины рыночной стоимости актива, указанной в отчете о его оценке (то есть ― 5% от рыночной стоимости актива);
  • если же продажа актива осуществляется с дисконтом более 90% от рыночной стоимости, то добровольный взнос составлял не менее 10% от рыночной стоимости актива, указанной в отчете о его оценке.
В начале октября Минфин России уведомил, что размер взноса будет увеличен.
На днях был опубликован соответствующий документ.
По новому решению, сумма взноса должна будет составлять не менее 15% от рыночной стоимости соответствующих активов.

Парламентарии завершили разработку законопроекта об оборотных штрафах за утечку данных

Напомним, что впервые предложение о введении оборотных штрафов за утечку персональных данных прозвучало в начале прошлого года.
С того момента Минцифры России работает над соответствующим законопроектом.
В конце июля этого года в СМИ появилась информация, что группа сенаторов направила в Правительство РФ законопроект о введении административной ответственности за компрометацию персональных данных.
Более подробно см. в выпуске «Новости законодательства» от 8 августа 2023 года.
Представители бизнеса выступили с критикой данного законопроекта и попросили отложить его принятие.
На днях в СМИ появилась информация, что законопроект доработан и будет скоро внесен в Госдуму РФ.
Пока что компанию могут оштрафовать только на сумму до 300 тыс. руб. Размер санкции в случае утечки биометрических данных предлагается увеличить:
  • для физических лиц — до 400–500 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — до 2–3 млн руб.;
  • для юридических лиц — до 15–20 млн руб.
При повторном нарушении штраф для физических лиц составит от 500 до 800 тыс. руб., для компаний — от 0,1% до 3% совокупной выручки компании за прошедший год или часть года, но не менее 20 и не более 500 млн руб.
За нарушение правил обработки и уничтожения биометрических данных юридические лица будут обязаны заплатить штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.
Законопроект также предлагает ввести дифференциацию наказания в зависимости от количества и вида утекших данных. Юридические лица заплатят:
  • от 3 до 5 млн руб. — при утечке данных от 1 до 10 тыс. субъектов;
  • от 5 до 10 млн руб. — если нарушение касается 10–100 тыс. субъектов;
  • от 10 до 15 млн руб. — в случае утечки данных более чем 100 тыс. субъектов.

Субъекты МСП могут получить новые меры поддержки

Председатель Правительства РФ М. Мишустин по итогам стратегической сессии дал следующие поручения:
  • продлить льготное инвестиционное кредитование представителям МСП, ведущим деятельность в приоритетных отраслях, до 2030 года;
  • распространить льготное кредитование в рамках федерального проекта «Взлет ― от стартапа до IPO» на малые технологические компании;
  • ограничить риски переменных ставок по кредитам для микропредприятий;
  • закрепить за представителями МСП право на кредитные каникулы, которые можно будет брать один раз в течение срока действия договора;
  • продлить срок предоставления промышленной ипотеки с семи до 10 лет;
  • субсидировать часть затрат субъектам МСП по выплате купонного дохода по облигациям;
  • рассмотреть возможность списания затрат на покупку отечественного оборудования и программного обеспечения через ускоренную амортизацию (в течение одного года);
  • продлить права регионов на установление налоговых каникул для вновь созданных субъектов предпринимательства в приоритетных отраслях;
  • проработать вопрос расширения возможности для перевозки сборных грузов субъектов МСП в контейнерах по железной дороге, предоставить доступ грузоотправителей к заказу и получению услуг перевозки посредством сети Интернет;
  • рассмотреть возможность увеличения числа центров поддержки экспорта.

ФНС ОАЭ опубликовало руководство по налогу на прибыль для нерезидентов

ФНС ОАЭ опубликовало руководство по налогу на прибыль для физических и юридических лиц, не являющихся налоговыми резидентами страны и получающих доход из ОАЭ, в котором поясняется:
  • кто является нерезидентом для целей уплаты корпоративного налога на прибыль в ОАЭ;
  • каковы обязательства нерезидентов по уплате корпоративного налога на прибыль;
  • какие доходы нерезидента подлежат налогообложению в ОАЭ.
В документе приведен ряд примеров для демонстрации в том числе следующих аспектов:
  • возникновение у нерезидента обязанности зарегистрироваться для целей уплаты налога на прибыль в ОАЭ (например, иностранная компания должна встать на учет в налоговых органах при наличии постоянного представительства в ОАЭ, а такое представительство, в свою очередь, может возникать, если сотрудник иностранной компании оказывает услуги клиенту в ОАЭ, физически находясь на территории ОАЭ, если имеют место иные признаки наличия постоянного представительства);
  • освобождение от обложения налогом доходов нерезидента от эксплуатации воздушных/морских судов в международных перевозках (например, доходы иностранной компании-оператора от перевозки товаров в ОАЭ и обратно могут освобождаться от налогообложения в ОАЭ, если страна резидентства этой компании также в пределах своей юрисдикции освобождает от обложения налогом доходы, полученные резидентом ОАЭ от эксплуатации судов в международных перевозках);
  • соотношение внутреннего налогового законодательства ОАЭ и СОИДН (например, если иностранное физическое лицо проживает в ОАЭ в течение длительного времени и ведет бизнес в ОАЭ и между ОАЭ и юрисдикцией налогового резидентства этого лица нет действующего СОИДН, то такое лицо будет считаться налоговым резидентом ОАЭ. Если оборот от бизнеса превысит 1 млн дирхамов ОАЭ за календарный год, то лицо должно встать на учет в налоговых органах ОАЭ, а доход, полученный от ведения бизнеса в ОАЭ, будет облагаться корпоративным налогом на прибыль. Если бы к физическому лицу применялось СОИДН, то его резидентский статус определялся бы исходя из положений СОИДН);
  • признаки постоянного представительства, например:
- могут ли офис клиента, номер в отеле или «домашний офис» сотрудника находиться в распоряжении (at the disposal) нерезидента, оказывающего услуги, и, соответственно, рассматриваться в качестве постоянного места деятельности в ОАЭ;
- что может рассматриваться в качестве «места управления» (так, если иностранная компания создает офис в ОАЭ для надзора и координации одного из своих международных подразделений, то этот офис будет рассматриваться как «место управления», создавая постоянное представительство в ОАЭ для такого подразделения, но не компании в целом; в то же время командировка менеджера иностранной компании, уполномоченного принимать управленческие решения, для встреч с клиентами и обсуждения потенциальных возможностей для бизнеса, не обязательно будет соответствовать критериям постоянного представительства в ОАЭ);
- как рассчитать срок для деятельности на строительной площадке, в том числе в переходном периоде (так, если финансовый год иностранной компании длится с 1 июня по 31 мая, а монтажный проект в ОАЭ начался до вступления в силу закона ОАЭ о корпоративном налоге на прибыль и продолжался с 1 марта до 30 сентября 2023 года, то при расчете срока будут учитываться только четыре месяца с 1 июня по 30 сентября 2023 года, и постоянного представительства возникать не должно);
  • определение доходов от источников в ОАЭ (сейчас ставка налога составляет 0%) (например, дивиденды, полученные нерезидентом от ценных бумаг, котирующихся на финансовом рынке ОАЭ, доход от продажи товаров резиденту ОАЭ, доход от продажи акций компании ― резидента ОАЭ, процентный доход по займу, выданному резиденту ОАЭ, считаются доходом от источников в ОАЭ) и др.
ФНС ОАЭ подчеркивает, что новое руководство не имеет юридической силы.
Напомним, что ранее ведомство опубликовало общее руководство по исчислению налога на прибыль с обзором основных правил и процедур корпоративного налогообложения (более подробно см. в выпуске «Новости законодательства» от 11 сентября 2023 года).