Несколько компаний уже получили разрешение на выплату дивидендов недружественным акционерам, одно из условий ― распределение не более 50% прибыли
Напомним, в начале этого года был опубликован протокол, в котором названы условия получения разрешений на проведение сделок по отчуждению недружественными лицами активов (акции, доли, вклады), а также на выплату им дивидендов.
В отношении выдачи разрешений на выплату недружественным лицам дивидендов Правительственная комиссия придерживается следующих подходов:
- выплачиваемые дивиденды не превышают 50% чистой прибыли предыдущего года;
- проведен ретроспективный анализ выплаты дивидендов за прошлые периоды;
- иностранные собственники готовы продолжать вести коммерческую деятельность в РФ;
- учтена позиция федеральных органов исполнительной власти о значимости организации для РФ/субъектов РФ;
- федеральные органы исполнительной власти установили ежеквартальные ключевые показатели эффективности для организаций;
- выплата дивидендов может быть осуществлена на квартальной основе при условии выполнения поставленных ключевых показателей эффективности.
Недавно директор Департамента финансовой политики Минфина России Иван Чебесков на Российском форуме финансового рынка рассказал о принципах выдачи таких разрешений.
Чиновник заявил, что Минфин России обращает внимание на дивидендную практику компаний.
«Если компания систематически выплачивала дивиденды, давала доходность акционерам и продолжает здесь работать, то мы говорим: пожалуйста, 50%, но выплачивайте, квартальными платежами, по выполнению определенных квартальных ключевых показателей эффективности», ― отметил Иван Чебесков.
По его словам, разрешение выплатить до 50% чистой прибыли от предыдущего года получили уже несколько компаний.
Напомним, что ранее Президент РФ допустил смягчение существующих правил выплаты дивидендов в зарубежные страны.
Однако на данный момент никаких деталей по поводу этой инициативы нет.
В Совете Федерации предложили ввести временный мораторий на ЕНС
С 2023 года налогоплательщикам открыт единый налоговый счет (ЕНС), который пополняется с помощью единого налогового платежа до срока уплаты налогов.
С одной стороны, новая схема облегчила бизнес-сообществу расчеты с бюджетами, с другой ― создала сложности для муниципалитетов, поскольку многие из них недополучили налоговые поступления в январе-феврале.
Это обусловлено последовательностью и пропорциональностью зачисления денежных средств в рамках единого налогового платежа.
К примеру, поступления от НДФЛ частично учитываются в счет исполнения обязанности по уплате недоимки по НДС и иным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет.
В связи со сложившейся ситуацией сенаторы предлагают рассмотреть вопрос о введении до 1 января 2025 года моратория на применение ЕНС либо об исключении возможности использования доходов от НДФЛ для погашения задолженности по другим налоговым платежам.
Кроме того, предлагается установить обязанность налоговых органов в рамках механизма ЕНС предварительно информировать органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления о суммах, которые подлежат списанию в связи с погашением задолженности с указанием конкретных налогоплательщиков для того, чтобы была возможность оперативно планировать расходы региональных и местных бюджетов.
Турция ввела единовременный дополнительный налог на прибыль за 2022 год
В марте 2023 года в Турции вступил в силу закон о дополнительном налоге на прибыль, средства от уплаты которого будут направлены на ликвидацию последствий землетрясений.
Налог должен быть уплачен единовременно с прибыли за 2022 год теми турецкими компаниями, которые применяют определенные налоговые льготы и вычеты.
Ставки дополнительного налога составляют:
- 10% от суммы налоговых вычетов и освобождений, а также от налоговой базы, облагаемой налогом на прибыль по пониженным ставкам (в связи с инвестиционной деятельностью);
- 5% от суммы дивидендов, полученных от турецких и иностранных компаний, если в отношении таких дивидендов был удержан налог у источника по ставке не менее 15% и применялась льгота для существенного участия.
Ряд вычетов и освобождений не облагаются дополнительным налогом, включая налоговые льготы в отношении инвестиционных фондов, прибыли от продажи активов и прав лизинговым компаниям, доходов от некоторых банковских депозитов и др.
Налог уплачивается в дополнение к стандартному налогу на прибыль двумя равными частями в апреле и августе.
От уплаты налога освобождены компании в регионах, пострадавших от землетрясений.
Минэкономразвития России предложило установить льготы по НДС для операций с углеродными единицами и единицами выполнения квоты
Проект соответствующего документа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Проект разработан в целях уточнения порядка налогообложения операций с углеродными единицами и единицами выполнения квоты.
В частности, предусматривается, что местом реализации углеродных единиц и единиц выполнения квоты признается территория РФ, если покупатель единиц осуществляет деятельность на территории РФ.
Согласно проекту предлагается применять льготы по НДС в отношении:
- услуг оператора по проведению операций с углеродными единицами и единицами выполнения квоты в реестре углеродных единиц;
- реализации углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
Согласно пояснительной записке льготы по НДС направлены на стимулирование реализации налогоплательщиками климатических проектов путем развития рынка углеродных единиц и единиц выполнения квоты в рамках эксперимента на территории отдельных субъектов РФ.
Банк России продлил запрет на продажу ценных бумаг недружественных стран неквалифицированным инвесторам
Соответствующая информация опубликована на официальном сайте ЦБ РФ.
Запрет продлен еще на полгода и будет действовать до 1 октября 2023 года.
При этом с 1 октября 2023 года такой запрет будет введен уже на постоянной основе — он утвержден Указанием Банка России, предусматривающим список ценных бумаг, доступных квалифицированным инвесторам.
Неквалифицированные инвесторы смогут приобретать ценные бумаги дружественных стран, которые не учитываются через инфраструктуру недружественных государств, а также иностранные бумаги, чьи эмитенты ведут деятельность преимущественно в России и ЕАЭС.
Квалифицированным инвесторам остаются доступными:
- ценные бумаги недружественных эмитентов;
- ценные бумаги, хранение которых или выплата дохода по которым осуществляется через инфраструктуру недружественных государств;
- поставочные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются указанные ценные бумаги.
Также на полгода продлены ограничения на переводы за рубеж средств нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров и доверительных управляющих.
Ограничение касается переводов с открытых у российских брокеров и доверительных управляющих счетов физических и юридических лиц.
Минфин России: замена валюты обязательства может считаться погашением обязательства и основанием для признания курсовой разницы
В России действует временный порядок признания в налоговом учете курсовых разниц, возникших с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года.
Курсовые разницы по требованиям/обязательствам в валюте (за исключением авансов) признаются только на дату их прекращения/исполнения:
- в 2022–2024 годах — для доходов в виде положительной курсовой разницы;
- в 2023–2024 годах — для расходов в виде отрицательной курсовой разницы.
В своем недавнем письме Минфин России в очередной раз отметил, что основания для прекращения обязательств/требований регулируются нормами гражданского права.
По мнению ведомства, если при замене валюты договора обязательства прекращаются в соответствии с нормами ГК РФ, то они прекращаются и для налогового учета.
В случае прекращения валютных обязательств по кредитному договору положительные курсовые разницы признаются в составе доходов на дату такого прекращения.
Банк России предложил определить для различных категорий российских компаний перечни данных, которые можно не раскрывать из-за угрозы иностранных санкций
В рамках планирующегося возврата к обязательному раскрытию корпоративной информации эмитентами ценных бумаг, которое было приостановлено правительством до 1 июля 2023 года из-за угрозы расширения западных санкций в отношении российских компаний и граждан, Банк России подготовил новые предложения в части раскрытия чувствительных данных.
Для реализации этой инициативы могут быть внесены поправки в действующее постановление Правительства РФ.
По сообщениям СМИ, попавшие под санкции компании, уполномоченные в сфере государственного оборонного заказа, банки и некоторые другие категории компаний могут получить право не раскрывать широкий перечень сведений о своей деятельности, в том числе:
- о контрагентах, например об аудиторах, оценщиках и регистраторе;
- о подконтрольных и контролирующих лицах;
- о сделках ― как собственных, так и этих лиц;
- об аффилированных лицах;
- о действующем высшем руководстве и о лицах, входивших в органы управления в течение предшествующих трех лет, а также о кандидатах;
- о текущих и бывших акционерах эмитента и др.
Более узкий перечень разрешенных к закрытию данных предлагается для ситуаций, когда сам эмитент не относится к наиболее значимым структурам, но раскрываемая информация касается таких лиц.
В этом случае эмитент сможет не обнародовать информацию об их участии в капитале, если таковое имеется, а также о сделках.
Кроме того, не раскрываются данные об операциях, связанных с выполнением государственного оборонного заказа, военно-техническом сотрудничестве, реализации продукции военного или двойного назначения.
Банк России выступил против регистрации в САР международных проектов, связанных с добычей ископаемых
В выпуске LT от 3 марта 2022 года мы писали о том, что РСПП предложил упростить участие компаний в добывающих проектах за рубежом, используя механизм САР, а именно ― разрешить российским инвесторам регистрировать в САР новые международные компании (МК).
По сообщениям СМИ, Банк России не поддержал эту инициативу.
Среди прочего, Банк России опроверг актуальность аргумента РСПП о том, что из-за валютных ограничений в РФ российские компании не могут зачислять некоторые доходы на счета в иностранном банке, а статус МК как валютного нерезидента упростит их деятельность.
Он указал, что российские резиденты могут зачислять валюту на свои зарубежные счета, в том числе выручку, полученную в рамках осуществления внешнеторговой деятельности.
Летом 2022 года сначала был снят запрет для резидентов РФ на получение средств на счета в иностранных банках (за исключением дивидендов и прибыли от российских компаний), а затем отменено требование по репатриации денежных средств при осуществлении российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговой деятельности и при предоставлении и возврате займов.
Кроме того, по мнению регулятора, в связи с применением такими компаниями налоговых льгот в САР могут возникать риски «необоснованного налогового арбитража»: зарегистрированные за пределами САР российские компании, занимающиеся аналогичной деятельностью, не смогут воспользоваться преференциальным налоговым режимом для МК.
Депутаты от ЛДПР предложили продлить льготу по налогу на прибыль для реестровых участников РИП до 2050 года, Правительство РФ инициативу не поддерживает
Напомним, в настоящее время для включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов (РИП) НК РФ предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль.
Льгота применяется:
- до 1 января 2029 года ― независимо от даты включения в реестр участников РИП;
- с 1 января 2029 года ― только включенными в реестр налогоплательщиками и реализующими РИП с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб.
Недавно группа депутатов от ЛДПР внесла в Госдуму РФ законопроект о продлении льготного режима до 2050 года, а для налогоплательщиков, реализующих РИП с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб., ― и далее этой даты.
Авторы законопроекта считают, что существующий срок слишком короткий для капиталоемких и сложных в планировании проектов, поскольку для их реализации и выхода на проектную мощность может потребоваться больше времени.
Правительство РФ законопроект не поддерживает из-за возможного выпадения доходов бюджетов.
Кроме того, ведомство отметило, что для РИП с объемом капитальных вложений не менее 300 млрд руб. ограничения по срокам льготы и сейчас не установлены.
Системно значимые ИТ-компании смогут без торгов поставлять программное обеспечение государственным заказчикам
В Госдуму РФ внесен законопроект, который закрепляет понятие «системно значимая ИТ-компания».
Системно значимым ИТ-компаниям, заключившим с Правительством РФ соглашения о развитии своих продуктов, планируют предоставить возможность подписывать договоры с государственными структурами, не проходя процедуры торгов и аукционов.
По словам главы Минцифры России Максута Шадаева, претендовать на статус системно значимой ИТ-компании смогут организации:
- имеющие значительную долю на рынке;
- имеющие наработки по видам корпоративного программного обеспечения, которые необходимо разрабатывать в связи с импортозамещением.
Глава ведомства рассчитывает, что закон, устанавливающий статус системно значимой ИТ-компании, будет принят в весеннюю сессию, а заключение соглашений между такими компаниями и правительством начнется летом.
Минтруд России предлагает закрепить критерии трудовых отношений в ТК РФ
В целях борьбы с теневой занятостью ведомство планирует внести в ТК РФ критерии трудовых отношений.
Если отношения между работодателем и работником будут отвечать хотя бы одному из них, то их будет необходимо оформить именно как трудовые.
Предлагаемые критерии трудовых отношений сформулированы с учетом позиций ВС РФ, среди них:
- работа во вредных или опасных условиях труда либо работа с высоким риском получения травмы или заболевания;
- работа, к которой предъявляются повышенные требования охраны труда;
- работа, связанная с лицензируемыми видами деятельности либо с деятельностью, требующей аккредитацию и т. д.;
- работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день; работа, к которой предъявляются требования квалификационных справочников или профессиональных стандартов;
- работа в сфере образования при непосредственном взаимодействии с несовершеннолетними.
Работодатели считают предложенное ведомством регулирование избыточным, а профсоюзы, напротив, рассматривают его в качестве необходимого инструмента для сокращения числа гражданско-правовых договоров с работниками.