Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 15 октября 2024 года

Минфин России определился с налогами по замещенным евробондам

Минфин России предложил внести в НК РФ поправки, предусматривающие ряд налоговых послаблений для владельцев суверенных евробондов при их замещении, и распространить действие этих поправок на тех инвесторов, которые приобрели бумаги до 1 марта 2022 года.

Поправки будут внесены в законопроект № 727330-8 (подробно мы рассказывали об этом законопроекте в одном из наших выпусков).

Пакет поправок, предложенных министерством, касается двух аспектов.

Во-первых, он уточняет, как будет определяться налогооблагаемая база непосредственно при обмене евробондов на локальные бумаги, а также при последующей продаже или погашении уже замещенных бумаг.

Во-вторых, инициатива уточняет сроки владения еврооблигацией Минфина России, которые влияют на возможность получения инвесторами льготы на долгосрочное владение ценной бумагой. Текущая редакция НК РФ предусматривает, что при обмене отсчет срока владения обнуляется. В поправках же предлагается рассчитывать срок владения бумагой непрерывно, то есть с момента первоначальной покупки евробонда, а не с момента его обмена.

Источник: РБК

Минэкономразвития России предложило кратно сократить штрафы за утечки персональных данных

Минэкономразвития России подготовило предложения к поправкам ко второму чтению законопроекта об ужесточении ответственности за утечки персональных данных.

Документ был принят Госдумой РФ в первом чтении в январе 2024 года. Он предусматривает внесение поправок в КоАП РФ.

Минэкономразвития России предложило следующее снижение штрафов:

  • если утечка затронет 1─10 тыс. субъектов персональных данных, то предлагается установить штраф в размере 1,5─2 млн руб. (сейчас в законопроекте ― от 3 до 5 млн руб.);

  • если утечка затронет 10─100 тыс. субъектов персональных данных, то предлагается установить штраф от 2 до 3 млн руб. (сейчас в законопроекте ― 5-10 млн руб.);

  • если утечка затронет более 100 тыс. субъектов персональных данных, то штраф для юридических лиц предлагается установить в размере от 3 до 5 млн руб. (сейчас в законопроекте ― от 10 до 15 млн руб.).

Оборотные штрафы за повторные утечки предлагается сохранить в прежнем объеме (от 0,1% до 3% от выручки за предшествующий утечке год либо размера капитала кредитной организации на дату инцидента).

В то же время максимальный размер штрафа за рецидив предлагается снизить в 10 раз ― до 50 млн руб. с 500 млн руб. в принятом в первом чтении законопроекте, а минимальный ― до 5 млн руб. с 15 млн руб.

Кроме того, ведомство предложило определить в законопроекте ответственность за утечку биометрических данных и персональных данных специальной категории (данные о расовой, национальной принадлежности, состоянии здоровья, религиозных убеждениях и др.).

При этом на субъектов МСП, допустивших утечку персональных данных, предлагается накладывать штрафы в размерах, предусмотренных для должностных лиц (они ниже, чем для юридических лиц). По мнению Минэкономразвития России, заложенные сейчас в законопроекте штрафы создают риски приостановления и прекращения деятельности МСП в случае привлечения к административной ответственности за утечки.

В законопроекте также предлагается предусмотреть смягчающие ответственность компаний обстоятельства.

Источник: Интерфакс

В ФНС России сообщили о принципах налогообложения майнинга

В рамках форума Mining.ru Ассоциации промышленного майнинга (АПМ) представитель ФНС России сообщил, что майнеров планируют облагать налогом по тем же принципам, что и иных налогоплательщиков, однако уплачиваться он будет в два этапа.

Первый этап, который в ФНС России называют «оплатой аванса по добытой криптовалюте», наступит в момент ее зачисления на адрес-идентификатор.

Второй этап произойдет, когда будет осуществлено выбытие с адреса-идентификатора или когда криптовалюта будет продана: если валюта подорожала с момента первой оплаты налога, то с суммы такого «подорожания» придется уплатить налог.

При этом налоговая база по операциям с криптовалютой будет определяться отдельно от налоговой базы по другим видам деятельности.

Помимо этого, майнинг не будет облагаться НДС.

Также ФНС России не видит необходимости введения специальных режимов в этой отрасли: для компаний будет классический налог на прибыль, а для физических лиц ― НДФЛ.

Впрочем, как отметил представитель ФНС России, окончательное решение относительно порядка налогообложения майнеров пока не принято.

Источник: Ведомости

ВС РФ: деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции ― это движимое имущество, уплачивать с них налог не нужно

Налогоплательщик осуществлял деятельность в сфере деревообработки.

По итогам камеральной проверки налоговая инспекция переквалифицировала ряд объектов (деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции) в недвижимость, начислив налог на имущество.

По мнению инспекции, спорные объекты входили в состав неделимого комплекса, являющегося недвижимым имуществом.

Суд первой инстанции принял решение в пользу налогоплательщика, апелляция и кассация ― в пользу инспекции.

В итоге дело дошло до ВС РФ, который согласился с тем, что спорное имущество является движимым.

ВС РФ отметил, что налогоплательщики вправе точно знать, какие налоговые последствия будет иметь процесс инвестирования ― правила налогообложения имущества не должны быть произвольными и зависеть от усмотрения налоговых органов.

Обязанность по уплате налога на имущество организаций ограничена только теми объектами, которые являются недвижимостью в силу своих природных свойств ― объектами, прочно связанными с землей, перемещение которых без нанесения несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

При этом распространение правового режима сложной вещи (ст. 134 ГК РФ) или единого недвижимого комплекса (ст. 1311 ГК РФ) на всю совокупность вещей, включающих в себя как движимое, так и недвижимое имущество, продиктовано целями гражданского оборота, что не тождественно целям налогообложения.

Ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т. п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, в качестве объектов обложения налогом на имущество.

Для целей налогообложения имущества значение имеют принятые в бухгалтерском учете формализованные критерии.

Так, в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 (п. 11 ФСБУ 6/22) рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от недвижимости.

В соответствии с ОКОФ оборудование также не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств.

Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений, либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно-сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации и/или не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций.

По мнению ВС РФ, налогоплательщик представил достаточные доказательства того, что спорные объекты представляют собой движимое имущество:

  • деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции включены в раздел «Машины и оборудование», учтены под собственными инвентарными номерами;

  • спорное имущество не состояло на кадастровом учете, в отношении него не получалось разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию;

  • оборудование приобреталось в разное время и располагалось на различных земельных участках;

  • спорное имущество не было зарегистрировано в ЕГРН.

С учетом всех указанных обстоятельств ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления налога.

Источник: Картотека арбитражных споров

Минфин России: как будет применяться «пятилетняя» льгота при реализации долей участия в российских компаниях после 1 января 2025 года?

Напомним, в соответствии с недавно принятыми поправками в НК РФ существенно поменялся подход к применению освобождения от налогообложения доходов от продажи акций и долей участия в российских компаниях по сроку владения.

Так, с 1 января 2025 года льгота применяется только к сумме дохода в виде налоговой базы по таким операциям в пределах 50 млн руб.

Если же налоговая база по таким доходам превысит 50 млн руб., то превышение будет облагаться НДФЛ по ставкам 13/15%.

Подробности см. в нашем специальном выпуске.

Новая редакция НК РФ выделяет доходы от реализации долей в отдельную налоговую базу (пп. 8 п. 6 ст. 210 НК), то есть эти доходы не относятся к основной налоговой базе.

При этом прямые формулировки новой редакции не содержат положений, позволяющих применить вычет в размере фактических затрат на приобретение долей или содержащих отсылки к соответствующим статьям НК РФ.

Формально это может означать, что налогом должна облагаться вся сумма дохода по таким операциям (без возможности вычета расходов), превышающая 50 млн руб.

К счастью, недавно Минфин России подтвердил, что ст. 220 НК РФ гарантирует право налогоплательщика при продаже доли в уставном капитале уменьшить сумму своих доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением доли (при отсутствии документов можно применить вычет в размере 250 тыс. руб.).

В связи с этим превышение налоговой базы по операциям реализации долей в уставном капитале российских организаций, непрерывно принадлежавших налогоплательщику более пяти лет, над установленным порогом в 50 млн руб. определяется с учетом возможности применения вычета.

Источник: Консультант Плюс, Письмо Минфина России от 18 сентября 2024 года № 03-04-05/89251

ФНС России изменит форму сертификата налогового резидентства

Напомним, документ о налоговом статусе подтверждает, что лицо – налоговый резидент РФ, то есть имеет существенную связь с государством и облагается налогами именно в таком государстве.

Как пояснили в ФНС России, новый проект приказа разработан в связи с запуском нового онлайн-сервиса «Подтверждение статуса налогового резидента РФ (запрос подтверждения статуса налогового резидента для юридического лица)», который упрощает получение электронного документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.

В частности, из формы сертификата исключается указание на должностное лицо и необходимость его подписи для документов, выданных для юридических лиц.

Источник: Бух.1С

Минфин России: об исчислении НДФЛ при получении дохода в виде материальной выгоды от приобретения паев ПИФа и его учете в целях уплаты НДФЛ при реализации ценных бумаг

Ведомство разъяснило, что материальная выгода при приобретении паев ПИФа определяется в следующем порядке:

  • при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости паев над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение;

  • к таким расходам относятся, в частности, денежные суммы и/или иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, передаваемые управляющей компании ПИФа в оплату выдаваемых паев.

Ведомство также разъяснило, что, если с сумм доходов в виде материальной выгоды был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) паев, такие суммы учитываются в качестве документально подтвержденных расходов при последующей реализации паев.

Источник: Клерк.Ру, Письмо Минфина России от 27 июня 2024 года № 03-04-05/59899