Опубликован текст нового СОИДН с ОАЭ, Михаил Мишустин поручил его подписать
Напомним, в конце ноября 2022 года появилась информация о том, что Минфин России предложил изменить налоговые соглашения с рядом стран, в том числе с ОАЭ.
Позже сообщалось о том, что проект соглашения парафирован.
Вчера был опубликован текст документа.
В отличие от действующего соглашения новое будет распространяться на физических лиц и компании.
Как и ожидалось, для дивидендов, процентов, роялти установлена ставка 10%.
Прочие доходы, специально не поименованные в СОИДН, будут облагаться по месту источника дохода (при выплате прочего дохода из России налог будет уплачиваться в России).
В соглашении также прописаны методы устранения двойного налогообложения (посредством вычета налога).
Документ также содержит положения о взаимосогласительной процедуре, обмене информацией и др.
В случае завершения всех необходимых для вступления в силу процедур в 2025 году новое СОИДН начнет применяться с 1 января 2026 года.
В ближайшее время мы подготовим детальный обзор.
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
Позже сообщалось о том, что проект соглашения парафирован.
Вчера был опубликован текст документа.
В отличие от действующего соглашения новое будет распространяться на физических лиц и компании.
Как и ожидалось, для дивидендов, процентов, роялти установлена ставка 10%.
Прочие доходы, специально не поименованные в СОИДН, будут облагаться по месту источника дохода (при выплате прочего дохода из России налог будет уплачиваться в России).
В соглашении также прописаны методы устранения двойного налогообложения (посредством вычета налога).
Документ также содержит положения о взаимосогласительной процедуре, обмене информацией и др.
В случае завершения всех необходимых для вступления в силу процедур в 2025 году новое СОИДН начнет применяться с 1 января 2026 года.
В ближайшее время мы подготовим детальный обзор.
Источник: Официальный интернет-портал правовой информации
В Госдуму внесен законопроект о налоговых льготах для новых инвестиционных проектов на Курилах
Сейчас организации, зарегистрированные на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского округа после 1 января 2022 года, освобождены от уплаты налога на прибыль и имущественных налогов (транспортного, земельного, налога на имущество) на 20 лет с момента регистрации, но не позднее 31 декабря 2046 года.
Кроме того, такие организации уплачивают пониженные страховые взносы в размере 7,6%.
Законопроектом предлагается расширить право применения соответствующих льгот.
Так, льготами смогут воспользоваться вновь создаваемые юридические лица, созданные организациями и/или их взаимозависимыми лицами, владеющими не менее чем 50% доли участия в другом участнике, ранее потерявшем право на преференцию, либо в другой организации, зарегистрированной на территории Курильских островов.
Условие для получения льгот — реализация нового инвестиционного проекта, соответствующего критериям, установленным Правительством РФ, и одобренного президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Кроме того, организации, зарегистрированные на территории Курильских островов после 1 января 2022 года и применяющие УСН, смогут уплачивать пониженные страховые взносы в размере 7,6%.
Источник: Официальный сайт Минфина России
Кроме того, такие организации уплачивают пониженные страховые взносы в размере 7,6%.
Законопроектом предлагается расширить право применения соответствующих льгот.
Так, льготами смогут воспользоваться вновь создаваемые юридические лица, созданные организациями и/или их взаимозависимыми лицами, владеющими не менее чем 50% доли участия в другом участнике, ранее потерявшем право на преференцию, либо в другой организации, зарегистрированной на территории Курильских островов.
Условие для получения льгот — реализация нового инвестиционного проекта, соответствующего критериям, установленным Правительством РФ, и одобренного президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Кроме того, организации, зарегистрированные на территории Курильских островов после 1 января 2022 года и применяющие УСН, смогут уплачивать пониженные страховые взносы в размере 7,6%.
Источник: Официальный сайт Минфина России
Ответственность кредитных организаций за нарушение прав потребителей может быть повышена
Президент РФ В. Путин дал поручение внести изменения, предусматривающие повышение ответственности кредитных организаций за нарушение прав потребителей финансовых услуг, денежные средства которых были похищены в результате мошеннических действий, в том числе с применением методов социальной инженерии.
Источник: Официальный сайт Президента РФ
Источник: Официальный сайт Президента РФ
Бизнес-сообщество предложило Минфину обнулить НДС для клининговых и охранных услуг
Бизнес-сообщество предложило расширить эксперимент по обелению отдельных отраслей через обнуление НДС, включив в него с 2025 года клининговые компании и частные охранные предприятия (ЧОП).
Еще одно предложение касается льготных условий выплаты страховых взносов ― предоставления предприятиям МСП из сфер клининга и охранных услуг права на использование ставки по ним в 15% при численности работников до 1 500 человек.
Источник: Ведомости
Еще одно предложение касается льготных условий выплаты страховых взносов ― предоставления предприятиям МСП из сфер клининга и охранных услуг права на использование ставки по ним в 15% при численности работников до 1 500 человек.
Источник: Ведомости
Минфин разъясняет: восстановление НДС при реализации банкротного имущества, вычет НДС при получении бюджетных средств на условиях возвратности, применение НДС в отношении услуг по перевозке
Восстановление НДС при реализации основных средств организации-банкрота
При банкротстве продажа имущества должника не облагается НДС.
При этом если ранее при покупке этого имущества входной НДС был принят к вычету, то его необходимо будет восстановить.
Если нет счетов-фактур, то восстановить можно на основании бухгалтерской справки-расчета в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости реализованных основных средств без учета переоценки с применением ставки НДС, действовавшей на момент приобретения основных средств.
Письмо Минфина России от 22 июля 2024 года № 03-07-11/68205
Вычет НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных на условиях возвратности
Если компания приобретает товары, работы или услуги за счет государственных субсидий или бюджетных инвестиций, то НДС, уплаченный при этой покупке, не подлежит вычету. Это установлено с целью исключения двойного финансирования и снижения нагрузки на бюджет.
Если же субсидия возвратная, то вычет НДС возможен в общем порядке.
Таким образом если инвестор оплатил товары, работы, услуги за счет бюджетных средств, которые необходимо вернуть, то НДС можно принять к вычету.
Однако если инвестор не вернет денежные средства в срок, то НДС придется восстановить в том периоде, когда истек срок возврата или когда было решено, что средства возвращать не нужно.
Письмо Минфина России от 4 октября 2024 года № 03-07-15/1/96417
Применение НДС в отношении услуг по перевозке и транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых российскими организациями по договорам с субъектами ЕАЭС
Российские компании, оказывающие транспортные услуги в ЕАЭС, уплачивают НДС по особым правилам.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Место реализации определяется по месту исполнителя работ.
Соответственно, если услуга оказана российской компанией, то местом реализации для уплаты НДС считается территория РФ.
Как правильно определить ставку НДС по транспортным услугам, оказываемым субъектам из ЕАЭС?
Ставка 0%: если перевозка международная (отправка или прибытие за пределами РФ).
Ставка 20%: если перевозка не является международной.
Письмо Минфина России от 20 сентября 2024 года № 03-07-13/1/90346
Источник: Клерк.Ру
При банкротстве продажа имущества должника не облагается НДС.
При этом если ранее при покупке этого имущества входной НДС был принят к вычету, то его необходимо будет восстановить.
Если нет счетов-фактур, то восстановить можно на основании бухгалтерской справки-расчета в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости реализованных основных средств без учета переоценки с применением ставки НДС, действовавшей на момент приобретения основных средств.
Письмо Минфина России от 22 июля 2024 года № 03-07-11/68205
Вычет НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным инвестором за счет бюджетных средств, предоставленных на условиях возвратности
Если компания приобретает товары, работы или услуги за счет государственных субсидий или бюджетных инвестиций, то НДС, уплаченный при этой покупке, не подлежит вычету. Это установлено с целью исключения двойного финансирования и снижения нагрузки на бюджет.
Если же субсидия возвратная, то вычет НДС возможен в общем порядке.
Таким образом если инвестор оплатил товары, работы, услуги за счет бюджетных средств, которые необходимо вернуть, то НДС можно принять к вычету.
Однако если инвестор не вернет денежные средства в срок, то НДС придется восстановить в том периоде, когда истек срок возврата или когда было решено, что средства возвращать не нужно.
Письмо Минфина России от 4 октября 2024 года № 03-07-15/1/96417
Применение НДС в отношении услуг по перевозке и транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых российскими организациями по договорам с субъектами ЕАЭС
Российские компании, оказывающие транспортные услуги в ЕАЭС, уплачивают НДС по особым правилам.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Место реализации определяется по месту исполнителя работ.
Соответственно, если услуга оказана российской компанией, то местом реализации для уплаты НДС считается территория РФ.
Как правильно определить ставку НДС по транспортным услугам, оказываемым субъектам из ЕАЭС?
Ставка 0%: если перевозка международная (отправка или прибытие за пределами РФ).
Ставка 20%: если перевозка не является международной.
Письмо Минфина России от 20 сентября 2024 года № 03-07-13/1/90346
Источник: Клерк.Ру
Гонконг: законопроекты о Pillar 2 и редомициляции иностранных компаний
В конце 2024 года в Гонконге был опубликован ряд долгожданных законопроектов.
Представляем краткий обзор двух из них: о глобальном минимальном налоге и редомициляции иностранных компаний в Гонконг.
Законопроект о Pillar 2
Планы по разработке правил о глобальном минимальном налоге в Гонконге с 2025 года были озвучены в 2023 году (см. также наш новостной выпуск от 13 марта 2024 года).
По итогам общественных консультаций в законопроект о Pillar 2/GloBE включены положения Модельных правил ОЭСР и административных руководств (administrative guidance) ОЭСР, опубликованных до июня 2024 года (включая «безопасные гавани» (safe harbours)), с некоторыми особенностями.
Планируется, что основное правило включения дохода в налоговую базу (IIR) и национальный минимальный налог (HKMTT) начнут применяться с 2025 года.
Дополняющее правило (UTPR) будет введено позднее.
Законопроект вводит определение налогового резидентства для целей уплаты дополнительного налога: по критериям регистрации и управления и контроля (эта норма будет действовать ретроспективно с 1 января 2024 года).
Каждый субъект МГК в Гонконге должен будет подавать следующую отчетность:
Напомним, что Модельные правила ОЭСР и законодательство многих других стран предусматривают подачу отдельной информационной декларации (GloBE Information Return, GIR), в которой раскрываются сведения об МГК, порядок применения отдельных правил GloBE, а также расчет дополнительного налога. По умолчанию информационная декларация подается каждым субъектом МГК в каждой юрисдикции присутствия, но в некоторых случаях возможна подача единой декларации (обычно МГК может самостоятельно выбрать страну для подачи).
Законопроект в Гонконге не содержит требований о подаче GIR и предполагает следующее:
Налог будет рассчитываться налоговыми органами на основе налоговой декларации. Он будет уплачиваться в течение одного месяца после истечения срока подачи налоговой декларации или получения налогоплательщиком уведомления о расчете налога от налоговых органов (в зависимости от того, какой из этих сроков наступит позднее).
Если в Гонконге расположено несколько субъектов МГК, то обязанности по подаче налоговой декларации, уведомления и уплате налога могут быть переданы одному из них.
За несоблюдение правил подачи налоговой декларации и уведомления предусмотрены штрафы, аналогичные штрафам по декларации о налоге на прибыль.
Правила GloBE будут применяться в совокупности с концепцией деловой цели: если основной целью сделки является уклонение от обязательств по GloBE (подача декларации, уплата дополнительного налога), то такая сделка может признаваться недействительной для целей налогообложения.
Редомициляция иностранных компаний в Гонконг
Публикация проекта поправок к закону о компаниях (и некоторым другим нормативным актам) в Гонконге стала очередным этапом работы над правовым режимом редомициляции иностранных компаний в Гонконг. Итоги общественных обсуждений по этому вопросу мы разбирали в нашем выпуске от 16 июля 2024 года ― некоторые из них были учтены при разработке законопроекта.
Документ предусматривает условия и процедуры, которые должны выполнить компании, зарегистрированные за пределами Гонконга, чтобы перенести место своей регистрации в Гонконг без создания новой компании и с сохранением правоспособности «переезжающей» компании.
Отметим отдельные ключевые налоговые аспекты для редомицилированных компаний:
Редомициляция компаний из Гонконга не предусмотрена.
Оба законопроекта находятся на рассмотрении Законодательного совета Гонконга. Не исключено, что они будут приняты в ближайшее время.
Источник: Служба внутренних доходов Гонконга
Источник: Служба внутренних доходов Гонконга
Представляем краткий обзор двух из них: о глобальном минимальном налоге и редомициляции иностранных компаний в Гонконг.
Законопроект о Pillar 2
Планы по разработке правил о глобальном минимальном налоге в Гонконге с 2025 года были озвучены в 2023 году (см. также наш новостной выпуск от 13 марта 2024 года).
По итогам общественных консультаций в законопроект о Pillar 2/GloBE включены положения Модельных правил ОЭСР и административных руководств (administrative guidance) ОЭСР, опубликованных до июня 2024 года (включая «безопасные гавани» (safe harbours)), с некоторыми особенностями.
Планируется, что основное правило включения дохода в налоговую базу (IIR) и национальный минимальный налог (HKMTT) начнут применяться с 2025 года.
Дополняющее правило (UTPR) будет введено позднее.
Законопроект вводит определение налогового резидентства для целей уплаты дополнительного налога: по критериям регистрации и управления и контроля (эта норма будет действовать ретроспективно с 1 января 2024 года).
Каждый субъект МГК в Гонконге должен будет подавать следующую отчетность:
- единая налоговая декларация по налогу, возникающему в рамках IIR и HKMTT, ― не позднее, чем через 15 месяцев (18 месяцев в первый год действия правил) после окончания отчетного финансового года;
- уведомление о попадании МГК в сферу действия правил GloBE ― в течение шести месяцев после окончания отчетного финансового года. В уведомлении должны указываться в том числе юрисдикция подачи единой информационной декларации (если МГК приняла решение о подаче такой декларации за пределами Гонконга), сведения о гонконгских субъектах, которые при определенных условиях не подают отчетность по GloBE, и др.
Напомним, что Модельные правила ОЭСР и законодательство многих других стран предусматривают подачу отдельной информационной декларации (GloBE Information Return, GIR), в которой раскрываются сведения об МГК, порядок применения отдельных правил GloBE, а также расчет дополнительного налога. По умолчанию информационная декларация подается каждым субъектом МГК в каждой юрисдикции присутствия, но в некоторых случаях возможна подача единой декларации (обычно МГК может самостоятельно выбрать страну для подачи).
Законопроект в Гонконге не содержит требований о подаче GIR и предполагает следующее:
- если МГК подает информационную декларацию в юрисдикции, обменивающейся такими декларациями с Гонконгом в автоматическом режиме на основании специального международного соглашения (эти соглашения пока не заключены), то субъекты МГК в Гонконге будут освобождены от подачи соответствующих сведений в национальные налоговые органы;
- если конечная материнская компания МГК находится в Гонконге или в юрисдикции без соглашения об автоматическом обмене информационными декларациями с Гонконгом, то сведения, подлежащие включению в информационную декларацию (GIR), должны предоставляться в налоговой декларации по дополнительному налогу;
- если МГК подает информационную декларацию в стране без указанного соглашения, то налоговые органы могут потребовать у локальных субъектов подать информационную декларацию в Гонконге в течение 30 дней после получения требования.
Налог будет рассчитываться налоговыми органами на основе налоговой декларации. Он будет уплачиваться в течение одного месяца после истечения срока подачи налоговой декларации или получения налогоплательщиком уведомления о расчете налога от налоговых органов (в зависимости от того, какой из этих сроков наступит позднее).
Если в Гонконге расположено несколько субъектов МГК, то обязанности по подаче налоговой декларации, уведомления и уплате налога могут быть переданы одному из них.
За несоблюдение правил подачи налоговой декларации и уведомления предусмотрены штрафы, аналогичные штрафам по декларации о налоге на прибыль.
Правила GloBE будут применяться в совокупности с концепцией деловой цели: если основной целью сделки является уклонение от обязательств по GloBE (подача декларации, уплата дополнительного налога), то такая сделка может признаваться недействительной для целей налогообложения.
Редомициляция иностранных компаний в Гонконг
Публикация проекта поправок к закону о компаниях (и некоторым другим нормативным актам) в Гонконге стала очередным этапом работы над правовым режимом редомициляции иностранных компаний в Гонконг. Итоги общественных обсуждений по этому вопросу мы разбирали в нашем выпуске от 16 июля 2024 года ― некоторые из них были учтены при разработке законопроекта.
Документ предусматривает условия и процедуры, которые должны выполнить компании, зарегистрированные за пределами Гонконга, чтобы перенести место своей регистрации в Гонконг без создания новой компании и с сохранением правоспособности «переезжающей» компании.
Отметим отдельные ключевые налоговые аспекты для редомицилированных компаний:
- редомицилированная компания будет считаться резидентом Гонконга для целей уплаты налога на прибыль в Гонконге (с учетом территориальной системы налогообложения), может использовать СОИДН при выполнении установленных в них условий, а также будет считаться расположенной в Гонконге для целей соблюдения GloBE;
- расходы, понесенные редомицилированной компанией до даты редомициляции, при определенных условиях могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль в Гонконге (например, если они ранее не учитывались в налоговой базе);
- если в ходе редомициляции компания уплатила налог с «нереализованной» прибыли (дохода) в стране изначальной регистрации, который по сути имеет ту же природу, что и налог на прибыль в Гонконге, то при возникновении налога в Гонконге с фактического дохода или прибыли в год редомициляции или в год, следующий за исчислением налога в Гонконге, применяются методы устранения двойного налогообложения;
- предусмотрены особенности определения налоговой базы и учета некоторых расходов, в том числе связанных с владением правами на объекты интеллектуальной собственности;
- гербовый сбор в Гонконге в момент редомициляции взиматься не будет.
Редомициляция компаний из Гонконга не предусмотрена.
Оба законопроекта находятся на рассмотрении Законодательного совета Гонконга. Не исключено, что они будут приняты в ближайшее время.
Источник: Служба внутренних доходов Гонконга
Источник: Служба внутренних доходов Гонконга