Обзоры
Новости ГЧП

ГЧП в промышленности, сопряжение ГЧП с КРТ и изменения в сфере государственных закупок

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:
  • Президент РФ поручил разработать предложения по применению механизма ГЧП в сфере промышленности (далее ― «Поручение № Пр-2299»);
  • предложена инициатива о применении механизмов ГЧП внутри программы комплексного развития территорий (далее ― «КРТ»);
  • Правительство РФ предложило ограничить неконкурентные закупки у единственного поставщика (далее ― «Законопроект № 475970-8»).

Президент РФ предписал разработать пути совершенствования механизма ГЧП для его применения в промышленности
22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства РФ, состоявшегося 25 октября 2023 года. В соответствии с п. 1 б-3 Поручения № Пр-2299 Президент РФ поручил Правительству РФ представить предложения по совершенствованию механизма ГЧП в целях его применения в промышленности. Срок выполнения поручения ― до 15 апреля 2024 года.

Президент РФ также поручил принять дополнительные меры по ускоренному развитию производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции. Ранее мы уже рассматривали вопрос расширения механизма ГЧП путем его распространения на химическую промышленность.

Исполнение Поручения № Пр-2299 позволит продолжить развитие механизмов ГЧП в различных областях экономики страны.

Применение ГЧП внутри механизмов КРТ может способствовать повышению эффективности и рентабельности проектов КРТ
Инициатива по применению ГЧП внутри механизмов КРТ была предложена в ходе Югорского экономического форума, прошедшего в период с 20 по 23 ноября 2023 года в Ханты-Мансийске. Как отметил Андрей Балук, исполняющий обязанности директора городского агентства управления инвестициями г. Москвы, на законодательном уровне отсутствует сопряжение механизмов КРТ и ГЧП. Он подчеркнул, что в данный момент обсуждается инициатива внесения изменений в законодательство с целью интеграции этих механизмов. Механизм КРТ, по его словам, способствует быстрой реализации градостроительных проектов, в то время как механизм ГЧП создает инфраструктуру для обеспечения рентабельности реализации проектов КРТ.

Мы считаем, что в масштабных строительных проектах более критичным становится вопрос по привлечению финансирования. ГЧП может эффективно помочь участникам соглашений о КРТ распределить финансовое бремя, связанное с созданием инфраструктурной части проекта, предоставляя возможность внесения вклада как инвестору, так и публично-правовому образованию в виде софинансирования капитальных затрат.

Представляется, что сопряжение механизмов ГЧП и КРТ может стать ключевым шагом в стимулировании развития проектов КРТ, обеспечивающих быструю реализацию и создание необходимой инфраструктуры для их успешной рентабельности. Предложенные изменения в законодательстве могут способствовать улучшению инвестиционного климата и поддерживать устойчивое развитие территорий.

Правительство РФ предложило ограничить неконкурентные закупки у единственного поставщика
Проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 98 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Законопроект № 475970-8) разработан в целях продления срока применения мер, действующих до 31 декабря 2023 года (включительно), направленных на снижение негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций.

Введенные контрсанкционные послабления в виде разрешения неконкурентных закупок у единственного поставщика были направлены на поддержание стабильности экономики в условиях ухода иностранных поставщиков, однако в конечном счете они привели к злоупотреблениям заказчиков и рискам для конкуренции.

Минфин России признал закупки у единственного поставщика нерыночными: на практике такие контракты вопреки своей изначальной цели не были мотивированы санкциями, а были направлены лишь на злоупотребление правом заключения контрактов закупок без проведения конкурентных процедур.

В связи с этим Правительство РФ внесло на рассмотрение Законопроект № 475970-8, в котором предлагает установить, что в 2024 году Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и/или муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых контракт может быть заключен заказчиком не позднее 31 декабря 2024 года, а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Такие же полномочия будут предоставлены городам федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь).

Данные изменения направлены на борьбу с неконкурентной политикой заказчиков, в результате которой иные контрагенты получат доступ к закупкам.

Однако мы полагаем, что для минимизации злоупотреблений, как со стороны заказчика, так и с частной стороны, более выгодно использовать механизмы ГЧП и смежные механизмы (СПИК, офсетный контракт) в качестве способа взаимодействия. Одним из его ключевых преимуществ в рассматриваемом контексте является более высокая финансовая прозрачность, что однозначно способствует улучшению доверия между сторонами соглашения. Не менее важным преимуществом ГЧП является то, что частные компании могут внедрить инновации и эффективные методы управления в проект, что способствует его более эффективной реализации. Нам кажется, что механизм ГЧП имеет большой потенциал в обеспечении устойчивой и эффективной реализации проектов, особенно в условиях сложных и крупных инфраструктурных инициатив.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.