Обзоры
2025-03-12 14:40 Новости ГЧП

Российский спортивный фонд, развитие Дальнего Востока, реестр обязательств в ГЧП-проектах и другие новости

В рамках настоящего обзора будут рассмотрены ключевые изменения нормативного регулирования сферы ГЧП и инфраструктуры:

  • В Госдуме РФ рассматривается Законопроект № 847655-8, определяющий порядок создания и правовой статус Российского спортивного фонда (далее — Законопроект № 847655-8).

  • Правительство РФ готовит правила отбора проектов под новые казначейские инфраструктурные кредиты.

  • Развитие Дальнего Востока: Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2025 года № 197 о расширении ТОР «Приморье» (далее — Постановление № 197) и увеличение финансирования инфраструктуры.

  • ВЭБ предлагает новый подход к ГЧП: инвесторы смогут строить, но не эксплуатировать объекты.

  • Минфин России разработал проект постановления Правительства РФ о правилах ведения реестра обязательств органов власти в ГЧП-проектах.

  • «ДОМ.РФ» совместно с Российским союзом туриндустрии (РСТ) разрабатывает национальный стандарт устойчивого туризма.

Фонд Минспорта России сможет инвестировать свободные средства

В Госдуму РФ внесен Законопроект № 847655-8 о создании Российского спортивного фонда (РСФ), который займется распределением целевых отчислений от букмекерских контор на развитие российского спорта. Предполагается, что фонд обеспечит равномерное распределение этих средств между спортивными федерациями, профессиональными лигами, а также детско-юношеским спортом.

Кроме того, РСФ получит возможность направлять деньги на строительство и реконструкцию спортивных объектов, производство отечественного спортивного оборудования и реализацию инвестиционных проектов в социальной сфере. Финансирование смогут получить юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Фонд будет зарегистрирован в организационно-правовой форме общественно полезного фонда и не сможет быть признан банкротом. Управлять его деятельностью будет наблюдательный совет из 11 человек, возглавляемый министром спорта. Контроль за работой РСФ возложен на Счетную палату РФ и Росфиннадзор.

Законопроект № 847655-8 предполагает, что РСФ сможет инвестировать временно свободные средства, но только на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. При этом Минспорта России предстоит разработать перечень разрешенных объектов для таких инвестиций и утвердить механизмы контроля.

Вместе с тем Законопроектом № 847655-8 не определено, в каких пропорциях будут распределяться средства между профессиональным и массовым спортом, а также не урегулированы вопросы добровольных имущественных взносов и пожертвований. Однако представляется, что эти вопросы могут быть доработаны ко второму чтению.

Мы считаем, что создание РСФ поможет упорядочить финансирование спорта, особенно массового. В случае принятия закон вступит в силу со дня опубликования.

Правительство готовит правила отбора проектов под новые инфраструктурные кредиты

В прошлом выпуске мы освещали правила выдачи казначейских кредитов. Сейчас же Правительство РФ разрабатывает правила отбора инфраструктурных проектов, которые смогут получить финансирование в рамках новых казначейских инфраструктурных кредитов. Эти кредиты, механизм которых был запущен в 2021 году, уже позволили построить и модернизировать более 1,5 тысяч объектов в 87 регионах.

Продление программы до 2030 года должно помочь регионам снять инфраструктурные ограничения, создать условия для строительства жилья, повысить инвестиционную привлекательность территорий и укрепить региональные бюджеты. В федеральном бюджете на 2025–2027 годы на эти цели заложено по 250 млрд руб. ежегодно.

Ожидается, что новый порядок отбора проектов будет учитывать не только их социальную значимость, но и влияние на экономическое развитие регионов. Основной акцент будет сделан на проекты, повышающие устойчивость бюджетов и способствующие комплексному развитию территорий.

Мы считаем, что дальнейшее развитие механизма инфраструктурных кредитов положительно скажется на региональной экономике, особенно если критерии отбора проектов будут четко прописаны. При этом важно, чтобы регионы не использовали эти средства исключительно для покрытия текущих нужд, а направляли их на стратегически значимые проекты с долгосрочным эффектом.

Развитие Дальнего Востока: расширение ТОР «Приморье» и увеличение финансирования инфраструктуры

Правительство РФ продолжает работу, направленную на активное развитие Дальнего Востока, расширяя территории опережающего развития (ТОР) и увеличивая финансирование инфраструктурных проектов.

В частности, Постановлением № 197 расширены границы ТОР «Приморье» — в нее включены дополнительные 36 га во Владивостоке. На этой территории будет создан ландшафтно-рекреационный кластер с современной набережной в бухте Патрокл. Планируется, что объект станет центром культурных и спортивных мероприятий, а его строительство завершится к 2028 году. На реализацию проекта привлекается 590 млн руб. частных инвестиций.

Также увеличен объем финансирования дальневосточных инфраструктурных проектов с 41,4 до 73,3 млрд руб. Эти средства пойдут на софинансирование концессионных соглашений, направленных на развитие ключевых экономических и социальных объектов региона. Среди таких проектов:

  • строительство набережной в Хабаровском крае;

  • создание парка «Минный городок» во Владивостоке;

  • строительство инновационного научно-технологического центра на острове Русский;

  • модернизация дорожной и мостовой инфраструктуры в Биробиджане, Амурской области и Забайкальском крае.

Дополнительное финансирование гарантирует государственную поддержку инвесторов, снижая их риски и обеспечивая возврат вложений. Механизм дальневосточной концессии, на который сделан упор, направлен на привлечение частных средств в долгосрочные проекты, что должно ускорить развитие региона.

Мы считаем, что расширение ТОР и увеличение финансирования инфраструктуры на Дальнем Востоке создадут новые точки роста для экономики региона, а эффективное использование этих средств станет ключевым фактором успеха.

ВЭБ.РФ предлагает новый подход к ГЧП-проектам

ВЭБ.РФ рассматривает новый механизм для реализации проектов ГЧП и концессионных соглашений. Предложенный подход предполагает, что частные инвесторы смогут участвовать в строительстве объектов, но не обязаны будут заниматься их эксплуатацией. Такой принцип, известный как "built to suit", удобен для отечественного бизнеса, который выразил готовность инвестировать в создание инфраструктуры, но при этом не желает брать на себя управление объектами.

ВЭБ.РФ планирует реализовать этот механизм в два этапа. На первом этапе корпорация выступит в роли независимого верификатора для оценки эффективности проектов, что может привести к сокращению их количества. На втором этапе планируется осуществить целевое распределение мер государственной поддержки с учетом ограничений федерального бюджета.

Мы считаем, что предложенный подход может привлечь новых инвесторов, которые ранее избегали участия в ГЧП из-за необходимости долгосрочной эксплуатации объектов. Однако важно учитывать, что ограничение количества проектов на первом этапе может замедлить развитие инфраструктуры. В целом инициатива выглядит перспективной, но требует детальной проработки механизмов реализации.

Минфин России повышает прозрачность бюджетных расходов в ГЧП-проектах

Министерство разработало порядок ведения реестра бюджетных обязательств в рамках ГЧП-проектов. Новый реестр будет включать не только прямые расходы, но и условные обязательства, такие как штрафы, досрочное расторжение соглашений или непредвиденные расходы. Предполагается, что это позволит более точно прогнозировать бюджетные ассигнования и повысить прозрачность учета обязательств.

В рамках данной инициативы регионы будут обязаны предоставлять в Минфин России информацию о заключенных соглашениях, объемах участия и фактическом исполнении обязательств. Однако несмотря на то, что введение реестра является важным шагом для повышения прозрачности в сфере ГЧП, стоит отметить, что предложенный порядок может создать дополнительную административную нагрузку и замедлить запуск новых проектов. Важно, чтобы процедура отчетности не была чрезмерно обременительной, в противном случае это может негативно сказаться на привлекательности ГЧП для инвесторов.

В России разрабатывается национальный стандарт устойчивого туризма

«ДОМ.РФ» совместно с Российским институтом стандартизации (РСТ) и при поддержке Минэкономразвития России разрабатывает национальный стандарт устойчивого туризма. Новый ГОСТ будет включать критерии, направленные на экологическую, социальную и экономическую устойчивость туристической инфраструктуры.

Стандарт будет охватывать такие аспекты, как безопасность, комфорт, поддержка здорового образа жизни, сохранение культурного наследия и вовлечение малого бизнеса. Ожидается, что документ будет представлен для публичного обсуждения до конца 2025 года, а вступит в силу к концу 2026 года.

Мы считаем, что разработка национального стандарта устойчивого туризма позволит не только повысить привлекательность российских туристических объектов, но и создать условия для предоставления государственной поддержки.

Узнать больше об услугах и опыте команды ДРТ в этой области можно по ссылке.