заработная плата сотрудников-нерезидентов, работающих дистанционно из-за рубежа, будет облагаться НДФЛ в России, но по таким же ставкам, как и для резидентов;
ограничение на перенос убытков прошлых лет (не более 50% от налоговой базы текущего периода) будет продлено до 31 декабря 2030 года;
будет урегулирован вопрос формирования налоговой стоимости имущества/имущественных прав, полученных без несения налогоплательщиком расходов (например, при получении на безвозмездной основе), — их стоимость будет определяться как сумма дохода, в отношении которого при получении имущества/имущественных прав был уплачен налог;
регионы смогут уменьшать региональную часть ставки налога на прибыль для СПИК с участием субъектов РФ (если РФ не является стороной СПИК);
будет донастроен ЕНС.
Поправки ко второму чтению должны быть представлены в срок до 4 июля 2023 года.
Законопроектом регулируется обращение цифрового рубля.
Более подробно см. в выпуске «Новости законодательства» от 9 января 2023 года.
Ко второму чтению многие положения, конкретизирующие порядок использования цифрового счета, были исключены.
Вместо них появилась более общая формулировка о том, что расчеты цифровыми рублями будут осуществляться путем перевода цифровых рублей ЦБ РФ в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе.
Стоит отметить, что законопроект-спутник № 270838-8, положениями которого должны быть внесены изменения в различные отраслевые законы, пока принят только в первом чтении.
Судоремонтным заводам разрешат использовать нулевую ставку НДС при условии заключения инвестиционного соглашения о развитии и модернизации собственных производственных мощностей.
Более подробно см. в выпуске «Новости законодательства» от 3 февраля 2023 года.
Предлагается усовершенствовать механизмы государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов.
Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению перечня юрисдикций, кредитные организации и брокеры из которых могут быть допущены к участию в организованных торгах иностранной валютой.
Будет ограничен поворот исполнения решений суда (возврат ответчику взысканной с него суммы в пользу истца по отмененному решению).
Минфин России: добровольный взнос при покупке долей/акций у уходящих из России зарубежных компаний можно учесть в расходах
Ввиду действующих ограничений лица недружественных стран не могут свободно выйти из российских активов.
В частности, для продажи акций/долей российских компаний им необходимо получить разрешение правительственной комиссии, одним из условий которого является уплата добровольного взноса в федеральный бюджет.
Его величина составляет не менее 10% от половины рыночной стоимости актива, а если продажа актива осуществляется с дисконтом более 90% ― не менее 10% от рыночной стоимости актива, указанной в отчете о его оценке.
Об этом добровольном взносе мы подробно рассказывали в выпуске «Важные законодательные изменения» от 5 апреля 2023 года.
Правительственная комиссия не определяет, кто конкретно должен уплачивать добровольный взнос — продавец, покидающий российский рынок, или покупатель.
На практике ввиду зарубежных санкций, как правило, такой взнос уплачивает покупатель.
В связи с этим появляется вопрос — можно ли учесть взнос в составе расходов? Ведь, несмотря на то что он назван «добровольным», без него сама сделка по приобретению акций/долей была бы невозможна.
Недавно Минфин России ответил на этот вопрос.
По мнению ведомства, если такой взнос «является неотъемлемым и обязательным условием совершения сделки» по приобретению акций/долей, то соответствующие расходы можно учесть для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном ст. 268 и ст. 280 НК РФ.
Таким образом, данные расходы не вычитаются единовременно в момент перечисления взноса, но относятся к расходам на приобретение акций/долей и будут учитываться при определении налоговой базы по дальнейшим операциям с приобретенными акциями/долями.
В Госдуму РФ внесен законопроект об определении экономических преступлений
В настоящий момент органы предварительного расследования и суды испытывают сложности при разграничении преступлений, совершенных в связи с ведением предпринимательской или иной экономической деятельности, и не связанных с ним правонарушений.
Это вызвано правовой неопределенностью и отсутствием соответствующих понятий в УПК.
В связи с этим ВС РФ разработал законопроект, закрепляющий в УПК определение преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
По замыслу авторов, изменения усилят процессуальные гарантии предпринимателей и снизят количество случаев их заключения под стражу.
Согласно законопроекту преступлениями в сфере предпринимательской деятельности предлагается считать те, которые совершены ИП или членом органа управления коммерческой организации при осуществлении «самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» (или иной экономической деятельности, если речь идет о компании).
Минэкономразвития России предлагает дополнительно регламентировать использование корпоративных соглашений, а также последствия их нарушений
Соответствующие изменения могут быть внесены в ГК РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Обществах с ограниченной ответственностью» и «О рынке ценных бумаг».
По действующему законодательству за нарушение договоренностей в акционерных соглашениях могут быть предусмотрены компенсации или неустойки.
В своем проекте ведомство предлагает минимизировать возможность снижения их размера по сравнению с согласованной в договоре величиной при взыскании в судебном порядке.
Министерство считает нужным внести в законодательство положение, согласно которому снижение выплат будет допускаться лишь в том случае, если при заключении соглашения была установлена такая их величина, что взыскание становится более выгодным, чем исполнение обязательств.
Кроме того, министерство планирует закрепить на уровне закона способы защиты прав в случае нарушения соглашений.
Проект разрешает владельцам компаний использовать для этих целей опционы, например, на куплю или продажу акций либо долей в капитале, в результате реализации которых будет осуществляться принудительный переход прав на них.
Особые последствия предлагаются на случай нарушения акционером или участником общества закрепленных в корпоративном соглашении договоренностей по поводу голосования на собрании определенным образом.
В такой ситуации суд по иску другой стороны соглашения может признать голос нарушителя недействительным или изменить его таким образом, как было предусмотрено в соглашении.
В ряде случаев «аннулирование» голоса нарушителя сможет приводить к недействительности решения общего собрания.
Правительство РФ законодательно закрепит проведение проверок предпринимателей только за профильными ведомствами
Напомним, в ходе ПМЭФ Президент России В. Путин дал поручение закрепить в законодательстве норму о том, что проверки должны проводиться только профильными ведомствами.
Во исполнение данного поручения Председатель Правительства РФ М. Мишустин заявил, что плановые и внеплановые проверки будут заменены профилактическими мерами (в случае отсутствия высоких рисков причинения вреда гражданам и окружающей среде).
Также будет закреплена в законодательстве норма о том, что проверки проводятся только профильными ведомствами.