Обзоры
2023-08-07 10:18 Новости законодательства

Выпуск от 4 августа 2023 года

Участники налогового мониторинга смогут продолжать взаимодействовать с налоговым органом по ТКС через оператора ЭДО до конца 2025 года

Напомним, в конце июля Президент РФ подписал закон о реализации основных направлений налоговой политики.
Более подробно мы рассказывали о его ключевых положениях в выпусках от 24 апреля 2023 года и от 20 июля 2023 года.
Закон содержит несколько важных поправок, касающихся налогового мониторинга:
  • участники налогового мониторинга смогут продолжать взаимодействовать с налоговым органом по ТКС через оператора ЭДО до конца 2025 года (ранее до конца 2023 года) ― начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова прокомментировала, что срок был продлен для «комфортного перехода на расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом»;
  • теперь организация, направившая запрос о предоставлении мотивированного мнения, может его отозвать ― для этого необходимо отправить соответствующее заявление;
  • если запрос на мотивированное мнение не будет соответствовать установленным требованиям, то налоговый орган будет вправе оставить его без ответа;
  • срок направления мотивированного мнения теперь может быть продлен для получения разъяснений Минфина России или финансовых органов;
  • участники налогового мониторинга теперь смогут направить заявление о применении заявительного порядка на возмещение НДС и акцизов в электронной форме по ТКС или через свою информационную систему, к которой предоставлен доступ, в ходе всего срока проведения мониторинга.

Минфин России предлагает изменить порядок назначения проверок контролируемых сделок

Действующим законодательством предусмотрено, что решение о проверке может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках или извещения.
Минфин России предлагает отменить эту норму с 1 января 2024 года.
Если законопроект примут, то проверки будут назначаться безотносительно даты представления уведомления.
При этом продолжат свое действие общие положения, согласно которым в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Поправка снимет вопрос о возобновлении срока для назначения проверки в случае представления уточненного уведомления.
Напомним, на днях КС РФ поручил уточнить сроки назначения налоговой проверки в случае подачи уточненного уведомления о контролируемых сделках.
Более подробно см. в выпуске «Новости законодательства» от 1 августа 2023 года.

Депутаты фракции «Справедливая Россия — за правду» предложили повысить штраф за умышленную неуплату работодателем страховых взносов

Штраф предложено повысить до 100% от суммы неуплаченных взносов (вместо действующих 40%).
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ.
Правительство РФ инициативу не поддерживает.
По мнению ведомства, текст поправок составлен таким образом, что предлагаемое повышение штрафов будет распространяться не только на страховые взносы, но и на все налоги и сборы, при этом обоснование необходимости столь существенного ужесточения ответственности авторами законопроекта не представлено.
Кроме того, в НК РФ уже существует норма о повышении размера налоговой санкции на 100% при повторном нарушении.

ЛДПР предлагает обязать работодателей индексировать заработные платы

Как сообщают СМИ, глава Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предлагает установить обязанность для работодателей коммерческой сферы индексировать заработную плату в соответствии с уровнем инфляции.
В ближайшее время соответствующий законопроект может быть внесен в Госдуму РФ.
Сейчас порядок действий по индексации вознаграждений прописан лишь в отношении бюджетных организаций.

Минтруд России предложил запретить занижать оплату сверхурочной работы

В соответствии с действующим законодательством сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.
По своему желанию работник может заменить оплату дополнительным временем отдыха.
На практике сложилась ситуация, когда работодатель при расчете оплаты за переработки учитывает только тарифные ставки, не принимая во внимание компенсационные и стимулирующие выплаты.
Это приводит к тому, что отработанные внеурочно часы оплачиваются в меньшем объеме, чем часы, отработанные по графику.
Ведомство предлагает закрепить на уровне ТК РФ, что время, отработанное сверхурочно, оплачивается сверх заработной платы из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки/оклада с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда.
Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Минфин России: амортизация НМА, полученных безвозмездно

Согласно НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов (НМА) определяется как сумма расходов на их приобретение/создание и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.
Минфин России отметил, что «иного порядка формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, полученных безвозмездно, НК РФ не содержит».
В связи с этим, по мнению ведомства, если налогоплательщик не несет расходов, связанных с безвозмездным получением НМА, то первоначальная стоимость такого НМА равна нулю.
Соответственно, в этом случае амортизация по активу не начисляется.

Минфин России: организации общественного питания, приобретающие сахаросодержащие напитки у производителей для последующей продажи, не признаются плательщиками акциза

Напомним, что с 1 июля 2023 года взимается акциз на сахаросодержащие напитки.
У организаций общественного питания возник вопрос ― должны ли они выступать налогоплательщиками акциза при продаже сахаросодержащих напитков, приобретенных у непосредственных производителей?
Минфин России сообщил, что согласно положениям НК РФ объектом обложения акцизами признаются операции по реализации/передаче лицами произведенных ими подакцизных товаров и операции по ввозу подакцизных товаров на территорию РФ.
Таким образом, налогоплательщиками признаются непосредственные производители сахаросодержащих напитков.
При реализации подакцизных товаров, ранее приобретенных у производителей, объект обложения акцизами не возникает.

Минфин России: до конца 2023 года услуги застройщиков апартаментов, осуществляющих строительство по ДДУ, НДС не облагаются

Ведомство сообщило, что услуги застройщика, оказываемые по договорам долевого участия (ДДУ) на строительство апартаментов, освобождаются от НДС, если такие апартаменты, не являясь объектами производственного назначения, приобретаются для личного (индивидуального или семейного) использования.
Обращаем внимание на то, что письмо было опубликовано до принятия закона о реализации основных направлений налоговой политики, положениями которого услуги компаний ― застройщиков апартаментов в рамках долевого строительства исключены из списка освобожденных от НДС.
Поправки вступают в силу 1 января 2024 года.
Таким образом, с 1 января 2024 года льгота по НДС на застройщиков апартаментов больше распространяться не будет.

Минфин России: порядок признания лица входящим в одну группу лиц с организацией для применения ИТ-льготы в целях исчисления налога на прибыль

НК РФ предусматривает, что при определении доли доходов от ИТ-деятельности в качестве профильных доходов учитываются в том числе доходы от реализации собственных программ/баз данных.
При этом под собственными понимаются те программы/базы данных, которые были разработаны, модифицированы и/или адаптированы самим налогоплательщиком либо лицом, входящим с ним в одну группу.
Лицом, входящим в одну группу лиц с налогоплательщиком, признается:
  • лицо, которое прямо участвует в организации-налогоплательщике;
  • лицо, в котором прямо участвует организация-налогоплательщик;
  • лицо, в котором прямо участвует третье лицо, также участвующее и в организации-налогоплательщике,
  • и доля участия во всех случаях составляет более 50%.
Если доля участия третьего лица в организации или организации-налогоплательщике составляет менее 50%, то такая организация не признается входящей в одну группу лиц для целей применения льготы.