Законопроект о налоге на сверхприбыль внесен в Госдуму РФ
Речь идет о широко обсуждаемом в последние месяцы разовом налоге чрезвычайного характера, за счет которого власти рассчитывают собрать около 300 млрд руб. дополнительных доходов федерального бюджета.
Несмотря на то что разговоры о его введении ведутся еще с марта, долгое время текст законопроекта официально не публиковался, что давало повод для некоторой тревожности.
К счастью, обошлось без неожиданностей ― основные параметры соответствуют официальным заявлениям властей.
Плательщики
Плательщиками будут признаваться российские организации, а также постоянные представительства иностранных компаний.
От уплаты налога будут освобождены:
· организации, включенные в реестр МСП по состоянию на 31 декабря 2022 года;
· организации, средняя арифметическая величина прибыли которых за 2021–2022 годы не превышает 1 млрд руб.;
· российские организации, созданные после 1 января 2021 года (кроме созданных в результате реорганизации);
· иностранные компании, начавшие осуществлять деятельность в России через постоянные представительства после 1 января 2021 года;
· организации, осуществляющие деятельность в области добычи углеводородного сырья/угля, переработки нефтяного сырья, производства СПГ;
· участники КГН, в состав которой входили некоторые организации из категории выше;
· организации ― плательщики ЕСХН с 1 января 2018 года.
Объект и налоговая база
Объектом обложения будет «сверхприбыль», определяемая как разница между средней прибылью за 2021–2022 годы и средней прибылью за 2018–2019 годы.
Прибыль будет определяться как сумма налоговых баз по налогу на прибыль с учетом переноса убытка прошлых лет.
Некоторая прибыль учитываться при расчете «сверхприбыли» не будет, включая:
· прибыль КИК;
· полученные налогоплательщиком дивиденды;
· доходы от реализации акций/долей, облагаемые по ставке 0%;
· прибыль участников СПИК, облагаемая по льготной ставке.
Также не будет учитываться прибыль от реализации инвестиционного проекта, являющегося предметом СЗПК.
Некоторые особенности расчета предусмотрены для организаций, созданных в результате реорганизации, а также для участников КГН.
Ставка
Ставка составит 10%, при этом предусмотрен механизм предоставления «скидки» в случае ранней уплаты налога посредством обеспечительного платежа.
На сумму такого обеспечительного платежа, внесенного в октябре-ноябре 2023 года, можно будет уменьшить итоговую сумму налога, максимум ― вдвое.
Одновременно этот же обеспечительный платеж будет засчитываться в счет уплаты налога.
Стоит отметить, что формулировки об обеспечительном платеже определены не вполне четко, на что обратил внимание и РСПП, попросив доработать технику взимания нового налога.
Сроки уплаты/Отчетность
Налог должен быть уплачен не позднее 28 января 2024 года.
Декларацию будет необходимо представить в налоговые органы до 25 января 2024 года.
Сумма налога в расходах по налогу на прибыль учитываться не будет.
ФНС России: порядок освобождения прибыли КИК от налогообложения в условиях действующих в отношении нее или контролирующего ее налогоплательщика санкций
Напомним, в декабре прошлого года в НК РФ появилась норма, в соответствии с которой прибыль КИК можно не облагать налогом у контролирующих лиц ― организаций, если распределению прибыли КИК препятствует действие зарубежных санкций.
В соответствии с этой нормой контролирующее лицо ― российская организация может уменьшить прибыль КИК на саму сумму прибыли КИК при одновременном выполнении следующих условий:
• возможность распределения дивидендов/прибыли была ограничена зарубежными санкциями, которые действовали на конец календарного года, следующего за годом составления финансовой отчетности, в отношении налогоплательщика, самой КИК или другой контролируемой налогоплательщиком иностранной компании ― акционера/участника КИК;
• КИК не распределяла дивиденды/прибыль (в том числе в неденежной форме) на конец календарного года, следующего за годом составления финансовой отчетности;
• КИК не расположена в юрисдикции из «черного списка» Минфина России.
Если какое-либо условие перестало выполняться или налогоплательщик утратил статус контролирующего лица, то ранее не учтенные суммы прибыли КИК должны быть включены в налоговую базу этого налогоплательщика за тот налоговый период, в котором это произошло.
Вышеуказанный специальный порядок применяется при определении прибыли КИК в целях налогообложения за налоговые периоды 2022–2025 годов.
Недавно ФНС России разъяснила несколько важных вопросов, связанных с применением специального порядка налогообложения.
В отношении кого должны действовать санкции?
Ведомство пояснило, что для целей применения специального порядка налогообложения санкции могут действовать в отношении как непосредственно самого налогоплательщика — российской организации и/или контролируемой им КИК, так и органов их управления/членов органов их управления.
Кроме того, специальный порядок налогообложения также применяется, если санкции действовали в отношении физических лиц — бенефициаров контролирующих лиц.
При этом не имеет значения, введены ли формально санкции на территории государства, которое по факту их применяет.
В чем должны заключаться санкции?
По мнению ведомства, существенной является направленность введенных мер.
Корректировка прибыли КИК возможна при ограничении на проведение расчетов и/или осуществление операций, препятствующих принятию решений о распределении прибыли, объявлению и/или осуществлению выплаты дивидендов КИК и/или иной контролируемой налогоплательщиком иностранной компании, являющейся акционером/участником КИК.
Такие ограничения могут включать:
· запреты/ограничения, введенные иностранными государствами или административно-территориальными образованиями государств (например, кантонами, землями и т. д.), а также объединениями стран и/или международными организациями;
· секторальные санкции, отказы банков в обслуживании и проведении расчетов, отказы консультантов в оказании услуг и т. д.
Какими документами можно подтвердить действие санкций?
По мнению ведомства, перечень документов, предоставляемых в подтверждение наличия санкций, является открытым.
В качестве таких документов можно представить:
· отказы банков в обслуживании и проведении расчетов;
· заявления директоров КИК о снятии с себя полномочий;
· отказы ведомств и/или регистрационных агентов совершать регистрационные действия по отношению к КИК, оформлять назначение директоров, аудиторов и т. д.;
· отказы аудиторов проводить аудит КИК и/или предоставлять письменный отчет по результатам аудита;
· отказы нотариусов совершать нотариальные действия и аналогичные документы.
К документам также могут быть приложены:
· письма, информационные справки, заверенные уполномоченными представителями контролирующего лица и/или КИК;
· нотариальное удостоверение сведений о санкциях, размещенных на официальных сайтах регулирующих органов иностранных государств;
· выдержки из текстов официальных документов, содержащих информацию о санкциях и лицах, к которым они применяются, с переводом на русский язык.
Совместимость с двумя российскими операционными системами может стать обязательной для включения ПО в реестр российского
Совместимость с двумя российскими операционными системами может стать обязательной для включения ПО в реестр российского
Проект соответствующего постановления разработало Минцифры России (пока не опубликован). Новое требование предлагается распространить как на новое ПО, так и на уже включенное в реестр российского ПО.
При этом для второго планируется ввести переходный период, в течение которого правообладатели должны будут доработать свое ПО во избежание исключения из реестра.
Напомним, что нахождение в реестре дает право на некоторые льготы, в том числе по НДС.
Минфин России предлагает отсрочить на три года льготы для выработанных месторождений
Как сообщают СМИ, Минфин России предложил на три года отсрочить введение налоговых льгот для выработанных месторождений, перешедших с 2021 года на налог на дополнительный доход (НДД).
Ранее предполагалось, что льготы должны были заработать с 2024 года.
В частности, был предусмотрен вычет в 20% от ставки НДПИ для участков с выработанностью запасов более 80%, которые входят в периметр третьей группы (зрелые месторождения) НДД.
По оценкам экспертов, перенос может принести бюджету примерно 460 млрд руб. в течение трех лет.
Проиндексирован утилизационный сбор на некоторые виды сельскохозяйственной техники
Правительство РФ проиндексировало утилизационный сбор в отношении семи категорий сельскохозяйственных колесных тракторов мощностью от 30 до 340 л. с.
По таким категориям тракторов производство освоено в РФ и/или Республике Беларусь, а развитые производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Также указаны новые коэффициенты сбора в отношении машин, с даты выпуска которых прошло более трех лет.
Предполагается, что изменения позволят ограничить импорт бывшей в употреблении техники, а также обеспечить стабильную загрузку мощностей отечественных производителей тракторной техники.
Предлагается ввести штрафы за навязывание потребителю дополнительных товаров или услуг за отдельную плату, а также за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав.
Законопроект №428641-7принятво втором и третьем чтениях.
На легковые такси распространят действие нормы об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров.