Госдума РФ рассмотрит возможность предоставления субъектам МСП кредитных каникул, если единственный участник заемщика был мобилизован
В Госдуму РФ внесен законопроект о возможности приостановления малым или средним предприятием исполнения долговых обязательств, если его единственный участник призван на военную службу по мобилизации.
Законопроект предусматривает ряд условий для предоставления отсрочки платежей:
компания является обществом с ограниченной ответственностью и включена в реестр МСП;
компания получила не «нулевую» выручку за предыдущий финансовый год;
единственный участник компании одновременно выполняет функцию единоличного исполнительного органа;
состав участников не менялся после 21 сентября 2022 года;
участник призван на военную службу по мобилизации в ВС РФ;
кредитный договор или договор займа:
— заключен до дня мобилизации единственного участника; — заключен с кредитной организацией или некредитной финансовой организацией; — обеспечен ипотекой.
Начисленные в течение каникул проценты капитализируются и включаются в тело основного долга.
Предлагается установить следующие сроки кредитных каникул:
отсрочка может составлять весь срок военной службы, увеличенный на 30 дней;
каникулы предоставляются в рамках периода с 21 сентября 2022 года до 31 декабря 2023 года (либо до окончания срока действия кредитного договора или договора займа);
заемщик может обратиться к кредитору до 31 декабря 2023 года.
По запросу кредитора Минобороны России обязано подтвердить достоверность информации, предоставленной заемщиком, если она не является секретной.
В случае принятия закона он будет иметь обратную силу.
На «Госуслугах» доступна новая форма для аккредитации ИТ-компаний
Минцифры России обновило сервис для аккредитации ИТ-компаний с учетом новых правил.
Ведомство также напомнило о требованиях, необходимых для получения аккредитации в качестве ИТ-компаний, среди которых:
соответствие основного вида деятельности компании одному из ОКВЭД (список профильных ОКВЭД был расширен и опубликован на «Госуслугах»);
заработные платы сотрудников не ниже средних по региону или по стране (порядок расчета заработной платы также опубликован на «Госуслугах»). Правило не распространяется на компании с доходом более 1 млн руб., чьи продукты есть в реестре отечественного программного обеспечения;
более 30% всех доходов компании — от ИТ-деятельности. Исключение — стартапы, которым меньше трех лет и чей доход за все время существования составляет менее 1 млн руб.;
на официальном сайте компании есть информация о деятельности в сфере ИТ;
согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, передано в ФНС России (инструкция по заполнению согласия опубликована на сайте Минцифры России).
Ранее СМИ обратили внимание, что с сайта Минцифры России исчезли списки аккредитованных ИТ-компаний. Как сообщил источник газеты «Ведомости», это было сделано из-за опасений введения санкций западных стран в отношении этих компаний.
В 2022 году возможен досрочный выкуп судов по лизинговым договорам
Постановлением Правительства РФ разрешен досрочный выкуп судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного (река-море) плавания в 2022 году по договорам лизинга независимо от срока действия договора.
В Гонконге появится возможность согласовать уровень «экономического присутствия» с налоговым органом
Напомним, что в Гонконге применяется территориальный принцип налогообложения, согласно которому гонконгским налогом на прибыль облагаются только доходы от торговой, профессиональной или иной коммерческой деятельности, возникающие в Гонконге или признаваемые полученными в Гонконге.
С октября 2021 года Гонконг находится в «сером» списке ЕС как юрисдикция, не в полной мере соблюдающая мировые налоговые стандарты. Претензии ЕС связаны с тем, что лица, не ведущие существенную экономическую деятельность, имеют возможность освободить пассивные доходы от налогообложения в Гонконге.
Гонконг согласился реформировать соответствующие законодательные нормы до 31 декабря 2022 года, чтобы не попасть в «черный» список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС в налоговой сфере.
Согласно поправкам зарубежные пассивные доходы, включая проценты, дивиденды, доходы от интеллектуальной собственности и доходы от продажи акций/долей, полученные в Гонконге, будут считаться полученными от источника в Гонконге и облагаться налогом на прибыль, если:
доход получен в Гонконге компанией, входящей в многонациональную группу компаний;
получатель не соблюдает требования к уровню «экономического присутствия» (для доходов, отличных от доходов от интеллектуальной собственности) или не следует правилу «устойчивой связи» (для доходов от интеллектуальной собственности).
Доходы, в отношении которых соблюдены определенные условия, по-прежнему не будут подлежать налогообложению. Одно из таких условий ― «экономическое присутствие»:
компания, получающая проценты, дивиденды, доходы от продажи акций, должна вести в Гонконге существенную экономическую деятельность, соразмерную получаемому доходу;
к доходам от интеллектуальной собственности применяется правило «устойчивой связи» (nexus approach).
Требования достаточно субъективны, и к тому же на практике разные виды дохода подразумевают разный уровень «экономического присутствия». Даже если компания соответствует неким конкретным показателям (количество сотрудников, величина расходов и др.), это не гарантирует, что новые правила будут соблюдены. Такая неопределенность вызвала беспокойство у международных групп компаний.
В этой связи правительство Гонконга сообщило, что налогоплательщики смогут заранее запросить заключение налогового органа о том, является ли уровень экономической активности компании достаточным для целей применения освобождения доходов от иностранных источников от налогообложения в Гонконге:
до вступления новых правил в силу (т. е. до 1 января 2023 года) можно получить разъяснение налогового органа, которое, однако, не будет обязательным для исполнения, ― направить запрос можно после публикации новых правил (она ожидается в конце октября или начале ноября этого года);
после 1 января 2023 года налогоплательщики смогут обращаться в налоговый орган за заключениями, обязательными для исполнения (так называемыми рулингами).
Срок согласования в обоих случаях составит один месяц.
Конкретные требования для подачи запроса на получение разъяснения/рулинга пока не определены. Исходя из законопроекта, компании, вероятно, должны будут описать в запросе экономическую деятельность, осуществляемую в Гонконге, уровень операционных расходов, величину выручки и прибыли, а также наличие договоров на аутсорсинг отдельных функций (включая информацию о поставщиках услуг по таким договорам). Тем не менее налоговые органы пока не выработали единообразный подход к оценке информации, которая будет указана в запросе.
Согласование уровня «экономического присутствия» не является обязательным, но может существенно помочь налогоплательщикам соблюсти новые правила.
Всемирный банк призвал страны ― участники инициативы Pillar 2 (GloBE) «предпринять конкретные шаги» по реализации международных правил минимального налогообложения.
В его отчете представлен обзор статуса законодательных инициатив по Pillar 2 в ряде государств:
в Великобритании опубликован законопроект о дополнительном налоге на прибыль МГК в отношении отчетных периодов, начинающихся не ранее 31 декабря 2023 года (см. в выпуске LT от 29 июля 2022 года);
в ЕС разработан проект директивы о введении правил Pillar 2, однако члены ЕС не могут достичь согласия по отдельным формулировкам и срокам;
в Канаде, Малайзии и Новой Зеландии проводятся общественные консультации по правилам Pillar 2;
в Маврикии опубликован законопроект о введении национального минимального дополнительного налога (QDMTT), но предполагаемая дата начала действия правил пока не определена;
Швейцария планирует ввести минимальный налог в 2024 году и проводит консультации по соответствующему законопроекту (см. в выпуске LT от 26 августа 2022 года);
в США принят закон об альтернативном минимальном налоге (alternative minimum tax, AMT) по ставке 15% в отношении налоговых периодов, начинающихся после 31 декабря 2022 года, но неясно, признает ли ОЭСР соответствие AMT модельным правилам, согласованным на международном уровне (см. в выпуске LT от 18 августа 2022 года);
Южная Корея объявила о намерении ввести правила Pillar 2 ― законопроект ожидается в декабре 2022 года.
Всемирный банк выразил готовность оказать техническую поддержку развивающимся странам и привел свое видение вариантов реализации правил Pillar 2 (GloBE):
пассивный подход: не делать того, что не рекомендуется;
подход первого уровня: ввести национальный минимальный дополнительный налог (QDMTT), провести оценку существующих режимов налоговых льгот и при необходимости реформировать их;
подход второго уровня: принять основное правило включения доходов (IIR) и ― с отсрочкой на один год ― дополняющее правило по распределению налоговых обязательств между компаниями МГК (UTPR);
подход третьего уровня: провести более широкую реформу налога на прибыль, включая пересмотр налоговых льгот в соответствии с правилами GloBE.
В ЕС одобрены чрезвычайные меры в отношении энергетических компаний
30 сентября 2022 года страны ЕС утвердили чрезвычайные меры для решения проблемы высоких цен на энергоносители.
Напомним, что эти меры включают в том числе изъятие сверхприбыли нефтяных и газовых компаний (мы писали об этом в выпуске LT от 15 сентября 2022 года):
взимание «взноса солидарности» с части прибыли, более чем на 20% превышающей среднюю прибыль за предыдущие три года;
перечисление в бюджет стран ЕС части доходов ряда энергетических компаний, превышающих установленную максимальную цену за 1 МВт-ч.
Согласно пресс-релизу временные правила будут действовать до 30 июня 2023 года.
Продовольственное эмбарго продлено еще на один год
Напомним, что в 2014 году был введен запрет на ввоз в РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении санкций в отношении России или присоединившееся к такому решению.
Теперь ограничения продлены до 31 декабря 2023 года.
Выдано новое разрешение на заключение запрещенных сделок в топливно-энергетической сфере
Напомним, что до 31 декабря 2022 года запрещено осуществление сделок с определенными активами компаний финансового и топливно-энергического сектора, принадлежащими иностранным лицам недружественных стран и лицам, которые находятся под их контролем.
Осуществить такие сделки можно только на основании специального решения Президента РФ, в ином случае все сделки/операции будут признаваться ничтожными.