Обзоры
Новости законодательства

Выпуск от 10 июля 2024 года

Законопроект о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики подготовлен ко второму чтению

Напомним, что недавно этот законопроект был принят в первом чтении.

Среди основных изменений, предложенных этим законопроектом:
  • снижение «входных» порогов для налогового мониторинга: суммы уплаченных налогов ― со 100 до 80 млн руб., суммы доходов и суммы активов ― с 1 млрд до 800 млн руб.;
  • возможность привлечения (по решению руководителя/заместителя руководителя ФНС России) должностных лиц территориальных налоговых органов к проведению проверок по трансфертному ценообразованию;
  • ограничение круга лиц, входящих в одну группу, для целей получения ИТ-льготы ― из периметра группы предлагается исключить иностранных лиц;
  • пересмотр подхода к определению материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами для целей исчисления НДФЛ и др.

Подробно о редакции законопроекта к первому чтению мы рассказывали в нашем выпуске от 26 июня 2024 года.

Второе чтение должно было состояться сегодня, однако было принято решение перенести его на 23 июля 2024 года.

В текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, было внесено множество поправок.

Отметим основные из них:
  • появятся новые категории налогоплательщиков, для которых требование о выполнении «входных» порогов для перехода на налоговый мониторинг не будет обязательным: бывшие участники консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), операторы лотерей, государственные и муниципальные учреждения, а также организации, если одна из них участвует в другой прямо и/или косвенно не менее чем на 50% и они совместно отвечают установленным критериям (сумма уплаченных налогов — не менее 1 млрд руб., сумма доходов и стоимость активов — не менее 10 млрд руб.);
  • продлевается мораторий на привлечение к ответственности за непредставление документов, подтверждающих финансовые результаты КИК — он будет действовать в отношении документов, подтверждающих прибыль КИК за финансовые годы, окончание которых приходится на 2022–2024 годы, в том случае, если на 1-е число месяца, в котором истекает установленный НК РФ срок представления этих документов, одновременно выполняются следующие условия:

-в отношении налогоплательщика — контролирующего лица действуют зарубежные санкции, заключающиеся в установлении запретов/ограничений на предоставление ему таких документов;
-КИК находится в недружественной стране;

  • прибыль КИК можно будет определить по данным отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО или иными международно признанными стандартами (а не по локальным стандартам КИК), для этого должны соблюдаться следующие условия, аналогичные указанным выше;
  • материальная выгода по НДФЛ будет возникать в том числе при приобретении долей участия в уставном капитале — для расчета материальной выгоды рыночная стоимость долей участия в уставном капитале будет определяться исходя из стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату;
  • уточняется порядок расчета материальной выгоды по процентам, а также порядок определения налогооблагаемого процентного дохода по вкладам в российских банках;
  • от налога на прибыль будет освобождаться сумма дохода в виде прекращенных в 2024–2025 годах обязательств:

-по договору купли-продажи акций/долей российских организаций, продавцом по которому является иностранное лицо, в случае принятия решения о прощении долга таким лицом либо лицом, получившим право требования по этому договору купли-продажи до 31 декабря 2025 года;
-связанных с выплатой иностранному участнику общества с ограниченной ответственностью действительной стоимости доли при выходе такого участника из общества в 2022–2025 годах или в результате его исключения в 2022–2025 годах из состава участников в судебном порядке;

  • временный порядок учета курсовых разниц продлевается до конца 2027 года;
  • доходы в виде процентов по иностранным долговым ценным бумагам будут признаваться на дату поступления денежных средств;
  • уточняются положения о переносе убытков: нельзя будет переносить любые убытки, полученные в рамках деятельности, облагаемой по ставке 0%, в то же время ограничение на перенос убытка отменяется в отношении любой прибыли, облагаемой по льготным ставкам (новые правила будут распространяться на убытки, полученные начиная с 2025 года);
  • для целей применения ИТ-льготы в группу не будут входить иностранные лица, за исключением иностранных организаций, контролирующими лицами которых являются российские лица;
  • по решению субъекта РФ срок осуществления инвестиций МХК может быть продлен на один год;
  • в отношении вторичной корректировки по правилам трансфертного ценообразования налог у источника с суммы корректировки, переквалифицированной в дивиденды, будет уплачиваться не позднее даты, установленной для уплаты налога на прибыль организаций за налоговый период, в котором нерезидент получил соответствующий доход;
  • продлевается действие льготной ставки НДС 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа через аэропорты Дальневосточного федерального округа, Республики Крым и города Севастополя, а также ставки НДС в размере 10% для перевозок через аэропорты Московского авиационного узла;
  • полномочия Правительства РФ в налоговой сфере (пересмотр сроков уплаты, продление сроков представления отчетности, приостановление мероприятий налогового контроля и др.) будут продлены еще на четыре года — до конца 2028 года;
  • на один год (до конца 2024 года) продлевается период начисления пени по льготной ставке — 1/300 от ключевой ставки Банка России.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Результаты заседания Госдумы РФ

Законопроект № 639663-8
Одобрен Советом Федерации

Налоговая реформа еще на шаг ближе — законопроект о совершенствовании налоговой системы одобрен Советом Федерации.

Подробнее о нем см. в выпусках «Новости законодательства» от 4 июня и 9 июля 2024 года.

В текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, было внесено множество поправок, среди основных:
  • для контролирующих лиц предусмотрено право «отречься» от своих КИК, если в силу санкций они утеряли фактический контроль над ними;
  • специальная шкала НДФЛ (13%/15%) будет применяться в том числе к доходам от продажи долей участия в уставных капиталах российских организаций, а также к доходам по операциям с ЦФА (в первой версии законопроекта такой доход попадал под общую шкалу — до 22%);
  • рост НДФЛ с фиксированной прибыли КИК будет ограничен: при наличии у контролирующего лица пяти и более КИК налог составит около 25 млн руб., то есть каждая КИК начиная с шестой будет «бесплатной» (в первой версии предлагалось взимать налог в размере 5 млн руб. с каждой КИК);
  • льготная ставка для ИТ-компаний (5%) будет действовать до конца 2030 года (в первой версии законопроекта — до конца 2027 года);
  • регионы смогут снизить региональную часть ставки для малых технологических компаний;
  • в части применения повышающего коэффициента для российского ПО/БД отменяется необходимость его отнесения к сфере искусственного интеллекта;
  • в отдельных случаях при реорганизации ИТ-компаний удастся сохранить право на льготу;
  • предусмотрена индексация акцизов;
  • уточняются формулировки в части НДПИ на отдельные полезные ископаемые.

Законопроект № 638814-8
Принят в третьем чтении

Закон о семейной налоговой выплате.

Родителям в семьях с двумя и более детьми со среднедушевым доходом в месяц менее полуторакратного размера минимального прожиточного минимума в субъекте проживания компенсируют часть уплаченного НДФЛ.

При назначении выплаты будут учитывать детей до 18 лет или до 23 лет при условии их обучения на дневном отделении вуза.

Размер ежегодной выплаты будет определяться в виде разницы между суммой уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой НДФЛ, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме.

Законопроект № 452658-8
Принят в третьем чтении

Предлагаются поправки, способствующие ускорению капитального строительства в ТОР.

Также до 1 января 2028 года для резидентов ТОР на Дальнем Востоке, заключившим инвестиционные соглашения с объемом капитальных вложений более 500 млрд руб., не будут применяться ограничения на получение субсидий, предусмотренные для лиц с иностранным офшорным участием.

Законопроект № 548028-8
Принят в третьем чтении

Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня первичных статистических показателей, периодичности их сбора и порядка проведения выборочных федеральных статистических наблюдений за субъектами МСП.

Сведения будут собираться сразу с учетом интересов всех отраслевых ведомств и могут быть использованы многократно, в том числе с согласия респондента.

Реализовать решение планируется на Цифровой аналитической платформе предоставления статистических данных Росстата, куда представители бизнеса будут передавать сведения с помощью личных кабинетов на платформе МСП.РФ и портале «Госуслуги».

Основная информация о компании в отчетности будет заполняться автоматически с учетом данных в профиле. Также планируется сократить количество показателей за счет объединения одинаковых в уникальные.

Предполагается, что новый порядок представления отчетности вступит в силу 1 января 2025 года.

Законопроект № 594968-8
Принят в третьем чтении

Предусматривается добровольный порядок клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, маркированных средствами идентификации и предназначенных для экспорта вне Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Законопроект № 578594-8
Принят в третьем чтении

Законопроект о применении механизмов ГЧП в космической деятельности

Законопроект № 638771-8
Принят в первом чтении

Правительство РФ предлагается наделить полномочиями по установлению качества БАД и сырья для их изготовления в зависимости от степени их влияния на здоровье человека. Также Правительство РФ сможет устанавливать способы регистрации БАД, произведенных отечественными производителями, а также особенности применения БАД на территории РФ.

Также законопроект предлагает распространить запрет на применение продовольственного сырья, изготовленного с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, при изготовлении БАД.

Законопроект № 638642-8
Принят в первом чтении

Законопроектом предлагается ввести запрет на продажи лекарственных препаратов для медицинского применения с истекшим сроком годности или тех препаратов, сведения о маркировке средствами идентификации или вводе в гражданский оборот которых отсутствуют в системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.

Источник: «Официальный сайт Госдумы РФ»

Минфин России предложил ввести ответственность за нарушения по ведению раздельного учета в рамках исполнения государственных контрактов, находящихся на казначейском сопровождении

КоАП РФ предусматривается дополнить двумя новыми статьями.

Одной из них предлагается ввести административную ответственность в виде штрафа (5−10% от суммы контракта, но не более 1 млн руб.) за невыполнение требований о раздельном учете результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении государственных контрактов, находящихся на казначейском сопровождении.

Другая новая статья КоАП РФ предполагает введение ответственности за нарушение заказчиками сроков утверждения сведений об операциях с целевыми средствами в рамках государственных контрактов, находящихся на казначейском сопровождении.

В этом случае наказание предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере 10−50 тыс. руб., на юридических лиц ― в размере 1−5% от суммы контракта, но не более 200 тыс. руб.

Источник: «Интерфакс»

ФНС России разработала новый справочник для налогового мониторинга

Справочник содержит классификацию рисков, связанных с исчислением налогов, сборов, страховых взносов в рамках налогового мониторинга.

Он будет наполняться поэтапно, в том числе будут использоваться практики выявления нарушений налогового законодательства.

Источник: «Официальный сайт ФНС России»

Правительство РФ урегулировало вопросы формирования и ведения в ГИСП реестра российской промышленной продукции

Для подтверждения производства товаров в России будет применяться реестровая запись.

Документом уточнены критерии отнесения отдельной продукции к российской - это касается в том числе продукции нефтегазового, тяжелого машиностроения, станкоинструментальной промышленности, измерительной техники.

Источник: «Гарант»