Заявление генерального директора АО ДРТ и генерального директора ООО «ДРТ Аудит» об эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества, о соблюдении аудиторской организацией и аудиторами требований профессиональной этики и независимости и требований о прохождении обучения по программам повышения квалификацииГенеральный директор АО ДРТ и генеральный директор ООО «ДРТ Аудит» подтверждают с разумным уровнем уверенности по состоянию на 1 января 2023 года, что:
- система управления качеством АО ДРТ и ООО «ДРТ Аудит» (далее — Обществ) работала эффективно;
- Общества и аудиторы соблюдают требования профессиональной этики и независимости, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- сотрудники, имеющие действующий квалификационный аттестат аудитора, соблюдали требования о ежегодном обучении по программам повышения квалификации, установленные статьей 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Система управления качеством Обществ направлена на обеспечение разумной уверенности в том, что выполняемые аудиторские задания отвечают требованиям применимого законодательства Российской Федерации. Ввиду свойственных ей ограничений система управления качеством может обеспечить достаточную, но не абсолютную уверенность в том, что все случаи несоблюдения требований были выявлены или предотвращены.
В декабре 2022 года Общества внедрили Международный стандарт управления качеством 1 (МСК 1). Таким образом, по состоянию на 1 января 2023 года система управления качеством соответствовала как требованиям Международного стандарта контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» (МСКК 1), так и требованиям МСК 1.
Информация об организации и обеспечении соблюдения Обществами требований профессиональной этики и независимости приведена в разделе «Описание системы управления качеством».
Описание системы управления качеством АО ДРТ и ООО «ДРТ Аудит»Система управления качеством АО ДРТ и ООО «ДРТ Аудит» (далее — Общества) включает следующие элементы:
- процесс оценки рисков;
- управление и высшее руководство;
- соответствующие этические требования;
- принятие и продолжение отношений с клиентами и конкретных заданий;
- выполнение заданий;
- ресурсы;
- информационная система и информационное взаимодействие;
- процесс мониторинга и устранения недостатков.
Процесс оценки рисковАО ДРТ и ООО «ДРТ Аудит» проводят оценку рисков для выработки целей в области обеспечения качества, выявления и оценки рисков в области качества и разработки ответных мер на такие риски. Процесс выполняется не реже одного раза в год. Учитываются изменения как во внешних условиях и обстоятельствах, так и во внутренних операционных процессах.
Управление и высшее руководство В Обществах существует корпоративная культура, нацеленная на обеспечение высокого качества оказания услуг и служению общественным интересам. Руководство Обществ создает среду, которая способствует разработке, внедрению и функционированию системы управления качеством. Определены компоненты системы управления качеством и сфера ответственности руководителей, которые за них отвечают.
Конечную ответственность за систему управления качеством, рисками и репутацией несет Старший управляющий партнер.
Операционную ответственность за общую систему управления качеством, рисками и репутацией несет Управляющий партнер по качеству, рисками и репутации, который отвечает за контроль и надзор за методами, процессами и инициативами Обществ в областях обеспечения качества, управления рисками и защиты репутации по всем направлениям деятельности и оказания услуг и другим связанным направлениям (в том числе обеспечение независимости и соблюдение этических стандартов).
Операционную ответственность за систему управления качеством аудитов и обзорных проверок финансовой отчетности, а также прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и сопутствующих услуг несет Директор по профессиональной практике.
Соответствующие этические требованияОт всех сотрудников требуется, чтобы они действовали добросовестно, в соответствии с высокими этическими стандартами. Разработаны надлежащие правила и процедуры для получения разумной уверенности о соблюдении этических требований со стороны организации, ее руководства и сотрудников.
В
Кодексе этики Обществ разъясняются обязанности каждого сотрудника перед клиентами, коллегами и обществом. Кроме того, приняты соответствующие политики и процедуры, организована программа обучения, проводятся регулярные коммуникации, установлен порядок сообщения об инцидентах и управления ими. Руководитель по вопросам этики осуществляет непрерывный мониторинг рисков и контроль за соблюдением Кодекса этики. Общества требуют от всех сотрудников ежегодного подтверждения, что они ознакомлены с Кодексом этики, понимают его принципы и свою ответственность за их соблюдение.
В Обществах приняты политики и установлены процедуры, направленные на обеспечение соблюдения правил независимости. Эти политики и процедуры основаны на Кодексе этики и правилах независимости, действующих в Российской Федерации, а также на Кодексе этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (IESBA). Разработаны процедуры информирования сотрудников о важности соблюдения независимости, подчеркивающие ответственность каждого лица за знание и выполнение требований стандартов независимости. Руководитель по вопросам независимости контролирует разработку, внедрение, функционирование и поддержание системы управления качеством в области независимости.
Ключевые элементы системы управления качеством Обществ в области независимости:
- процедуры принятия заданий;
- мониторинг длительных отношений руководителей аудиторских заданий с аудируемыми лицами;
- оценка и мониторинг деловых отношений;
- программа внутренней проверки соблюдения требований;
- процесс консультаций;
- процедуры по выявлению и анализу фактов несоблюдения правил независимости;
- обучение и информирование по вопросам независимости;
- ежегодные и специальные подтверждения независимости.
Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и продолжение конкретных заданийПринятие и продолжение отношений с клиентами основано на актуальной и достоверной информации о характере и обстоятельствах задания, с учетом способности Обществ выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами.
Процесс включает следующие обязательные шаги:
- процедура «знай своего клиента»;
- оценка рисков, связанных с клиентом и заданием, разработка плана снижения таких рисков;
- анализ наличия конфликтов интересов;
- соблюдение требований по ПОД/ФТ и противодействию коррупции;
- согласование принятия клиентов и заданий с учетом уровня риска.
Выполнение заданийПодход Обществ, предусматривающий выполнение аудита высокого качества, включает методологию аудита, дополненную инструментами аудита, которые используют руководители и специалисты для планирования, выполнения, контроля, проверки, документирования, формирования вывода и информирования о результатах для каждого аудиторского задания. Аудиторский подход Обществ основан на профессиональных стандартах.
Основная ответственность за обеспечение качества в ходе выполнения заданий лежит на руководителях заданий, которые контролируют выполнение работ, обеспечивая надлежащий характер, сроки и объем руководства и надзора для проектных команд, а также проверку выполненных процедур, исходя из характера и условий заданий.
Установлен процесс независимой проверки и механизм консультаций, за который отвечает Директор по профессиональной практике.
Документация по заданиям собирается, ведется и хранится надлежащим образом, чтобы обеспечить соответствие применимым законодательным и нормативным требованиям, а также этическим и профессиональным стандартам.
РесурсыОбщества разработали правила и процедуры для привлечения кадровых, технологических и интеллектуальных ресурсов, позволяющие обеспечить эффективное функционирование системы управления качеством. Основная цель в этой области состоит в том, чтобы в проектных командах было достаточно специалистов, обладающих нужным опытом и навыками. Система оценки предназначена для признания и продвижения качественной работы через вознаграждение, повышение в должности и прочие поощрения.
Общества постоянно инвестируют в реализацию стратегий управления персоналом и обучения, разрабатывает программы обучения и повышения квалификации для аудиторов с целью обеспечения приобретения необходимых навыков и знаний, включая обучение в аудитории и на рабочем месте. Минимальная продолжительность такого обучения не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов каждый год, рекомендованная продолжительность обучения по программам повышения квалификации составляет не менее 40 часов за каждый календарный год. Для достижения этого уровня Общества предлагают работникам программы повышения квалификации, в том числе внутренние и внешние обучающие курсы, охватывающие все области необходимых компетенций. Для специалистов всех уровней четко определены роли и необходимые компетенции.
Информационная система и информационное взаимодействие Общества разработали правила и процедуры, позволяющие выявлять, фиксировать, обрабатывать и хранить актуальную и достоверную информацию. Система управления качеством способствует как эффективному информированию сотрудников организации, так и предоставлению информации третьим сторонам.
Процесс мониторинга и устранения недостатков Общества придают большое значение постоянному вниманию к вопросам качества аудита. Для целей мониторинга качества выполнения заданий Общества разработали «Программу мониторинга и оценки качества аудита». Программа предусматривает постоянный и разносторонний мониторинг текущий и завершенных заданий с целью своевременного выявления недостатков, связанных с качеством, и их оперативного устранения.
Проверка заданий (внутренняя проверка практической деятельности) проводится на ежегодной основе; проекты выбираются для проверки, исходя из подхода, основанного на оценке рисков. Модерационная группа, состоящая из опытных сотрудников, контролирует последовательность выводов при оценке выявляемых недостатков.
Соблюдение порядка и сроков аудиторских процедур, включая своевременную проверку выполненной работы и разрешение сложных вопросов, оказывают существенное влияние на качество аудита. В Обществах внедрена программа «Этапы проверки качества аудита», которая направлена на применение единых подходов к управлению проектами, срокам выполнения работ, комплектования команд оптимальным количеством специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками.
Оценка системы управления качествомСтарший управляющий партнер (генеральный директор) ежегодно проводит оценку системы управления качеством.
Сведения о внешних проверках деятельности аудиторской организации и мерах дисциплинарного воздействияСРО ААС провела плановую выездную внешнюю проверку качества работы члена СРО ААС в отношении ООО «ДРТ Аудит» (ранее — ООО «Делойт Аудит», далее — Общество) с 19 октября по 30 декабря 2021 года. Проверка проводилась за период с 2016 по 2020 год. По результатам проверки были выявлены несущественные нарушения и вынесено решение о том, что Общество в целом соблюдает требования Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов; внутренний контроль качества Общества в целом обеспечивает соблюдение Обществом и его сотрудниками установленных требований; требуются отдельные организационные меры для обеспечения качества аудиторских услуг. Отчет о внешней проверке качества работы члена СРО ААС утвержден решением Комиссии по контролю качества СРО ААС от 30 декабря 2021 года.