Взаимоотношения с компаниями с сомнительной репутацией, необъяснимыми убытками и непрозрачным бизнесом могут навредить добросовестным налогоплательщикам и привести к возникновению споров с налоговыми органами и доначислениям по НДС и налогу на прибыль.
В большинстве крупнейших компаний в процесс проверки налоговой благонадежности контрагентов при первичной проверке и последующем мониторинге участвуют несколько функциональных подразделений: служба внутренней безопасности, юридическая служба, отдел закупок, служба внутреннего аудита, отдел финансов и бухгалтерского учета, а также налоговая служба.
Гармоничное взаимодействие всех упомянутых подразделений может быть затруднено ввиду различных КПЭ. В связи с отсутствием достаточного уровня формализации процесса проверки контрагентов (политик, методических документов, регламентов взаимодействия участников) такие подразделения зачастую не проводят комплексную проверку контрагентов и дублируют функции друг друга, при этом возможно, что какие-то аспекты благонадежности останутся за периметром такого процесса.
Большинство применяемых компаниями механизмов проверки контрагентов безвозвратно устарело. Как правило, основными источниками информации, используемыми организациями для проверки контрагентов, являются данные ЕГРЮЛ, публичные онлайн-сервисы и реестры, официальный сайт контрагента, информация об участии в тендерах и т. д. Проверка осуществляется в рамках ручного процесса.
Важно отметить, что невнимательное отношение или отсутствие системного подхода к проверке контрагентов может приводить, в частности, к таким рискам, как вывод денежных средств и активов из вашей компании, репутационные риски, несвоевременные поставки, невозможность заранее предвидеть банкротство контрагента, что в итоге влечет за собой финансовые потери.
Возможный подход к цифровизацииВнедрение кастомизированного ИТ-решения по проверке благонадежности контрагентов для управления всеми этапами процесса проверки контрагентов, контроля над выполнением необходимых процедур ответственными лицами, построения эффективной модели хранения и обмена документами и информацией.
Примеры автоматизированных риск-индикаторов:- в органы управления входят дисквалифицированные лица;
- сведения о контрагенте, содержащиеся в ЕГРЮЛ, признаны недостоверными;
- контрагент включен в реестр недобросовестных поставщиков ФАС России;
- руководитель контрагента является дисквалифицированным лицом.